Выставка: «Заложник Будущего»
12 сентября 2013 г. в 16.00 в центральном выставочном зале Псковского музея по адресу ул. Некрасова, д. 7 состоится открытие выставки произведений выдающегося отечественного художника-авангардиста 2-й половины ХХ века, педагога и теоретика искусства Элия Михайловича Белютина (1925 – 2012).
Ночь
Идёт без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром летчик
Уходит в облака.
Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье.
Под ним ночные бары,
Чужие города,
Казармы, кочегары,
Вокзалы, поезда.
Всем корпусом на тучу
Ложится тень крыла.
Блуждают, сбившись в кучу,
Небесные тела.
И страшным, страшным креном
К другим каким-нибудь
Неведомым вселенным
Повернут Млечный путь.
<...>
Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот.
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты вечности заложник
У времени в плену.
Б. Л. Пастернак. 1957.
Богатая, разновременная и многообразная по сюжетам и техникам коллекция его работ передала в дар Псковскому музею-заповеднику в 2012 – 2013-м годах писательница, историк, искусствовед и коллекционер, профессор МГУ, супруга художника Нина Михайловна Молева. В состав коллекции входят 14 живописных полотен, 17 цветных эстампов и авторских принтов, свыше 40 акварельных и карандашных набросков, а также значительное количество высококлассных книжных публикаций творческого наследия Э. М. Белютина, выпущенных малым коллекционным тиражом.
Э. М. Белютин – одна из наиболее ярких и знаковых фигур того противоречивого и огромного по своему значению периода в истории нашей страны, который принято именовать истёршимся и не выражающим истинного содержания словом «Оттепель». Благодаря личной яростной критике со стороны Н. С. Хрущёва, посетившего ставшую легендарной коллективную выставку в московском Манеже, Э. М. Белютин сразу приобрёл в 1962 году громкую мировую известность. Однако реальный вклад Э. М. Белютина в русское искусство велик и своеобразен. Его не властна преувеличить, либо затенить сиюминутная политическая аранжировка имени.
Хронологически наиболее плодотворная работа мастера пришлась, в основном, на середину и 2-ю половину ХХ столетия. Однако по внутреннему смыслу своего творчества и стиля Элий Белютин является, быть может, наиболее поздним представителем (продолжателем) того великого Русского Авангарда начала ХХ века, которым был сменён и отрицаем Серебряный Век русской культуры, но который, однако же, именно этим Серебряным Веком был в полной мере выстрадан и порождён. Русский же Авангард – и Э. М. Белютин в этом не исключение – весь проникнут всепобеждающим пафосом не только преодоления прожитого прошлого, но строительства Будущего: пафосом Русской Революции как всемирно-исторического проекта.
Художественная смелость Э. М. Белютина беспредельна. Его балансирование на грани не только беспредметности, но и без-образия (отсутствия образа) выражает экзистенциальное стремление заглянуть ещё при жизни, отсюда, за границу всего мыслимого и допустимого (пушкинское «упоение... бездны мрачной на краю»). Глубина анализа формы, достигнутая в лучших произведениях Э. М. Белютина, имеет мало примеров в истории искусства. И важно помнить, что основой, делавшей труд Э. М. Белютина возможным, было классическое европейское искусство, наследственным обладателем одной из лучших в России частных коллекций которого он являлся, среди потрясающих произведений которого - Рубенс, Тициан, Ван Дейк et cetera, et cetera – день за днём, год за годом, проходила бытовая повседневность этого художника.
Творчество Э. М. Белютина представлено на выставке в его развитии. Мы имеем возможность предметно проследить, как именно менялся стиль мастера - от годов ученичества к прозрениям последней зрелости мыслителя и человека.
Сегодня, благодаря Н. М. Молевой, собрание произведений Э. М. Белютина, которым располагает Псковский музей, уже стало одним из наиболее полных и представительных в России и мире.
Ю. Селиверстов