Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Три века русской живописи

16.07.2009

Картинная галерея Псковского музея накануне профессионального праздника музейных работников получила своё продолжение.

К Международному Дню музеев вновь воссоздан раздел экспозиции, посвящённый отечественному искусству 2-й половины ХХ века. После длительного перерыва в одном из помещений первого этажа здания бывшей Художественно-промышленной школы им. Н. Ф. Фан-дер-Флита Таким образом, на двух этажах галереи представлено русское искусство трёх столетий – от эпохи Петра Великого до наших дней.

В силу специфики материала изобразительного искусства экспозиция картинной галереи, как никакая другая, имеет подвижный характер. Время от времени некоторые экспонаты отправляются на реставрационный стол. Другие, не подлежащие длительному пребыванию на свету - «на отдых» в фондовые хранилища. Кроме того, многие работы то и дело бывают востребованы центральными музеями для показа на тематических выставках в нашей стране и за рубежом.

Н.И. Нестерова.

В таких условиях неизбежны замены картин, временно покинувших свои места. При этом важно сохранить «стержень» экспозиции, её историческую канву. В залах картинной галереи зрители словно бы попадают в различные исторические эпохи, знакомясь не только со стилями, школами, художественными объединениями, развитием жанров, но и меняющимся миром, воспринятым глазами и сердцем художников.

Вновь открытый раздел 2-й пол. ХХ в. особенно важен и близок современному зрителю: ведь здесь отражена та часть нашей собственной длящейся жизни, которая уже успела стать историей.

Панорама художественного развития, происходившего в нашей стране во 2-й пол. ХХ в., получилась достаточно интересной, хотя далеко не исчерпывающей, что совсем неудивительно: ведь в течение последних двадцати лет финансирование новых приобретений для музея было закрыто. Отсутствует оно и сегодня.

И.И. Годлевский.

Новый раздел картинной галереи на примерах произведений художников Санкт-Петербурга, Москвы, Таллинна, Новгорода и Пскова дает возможность познакомиться с некоторыми важнейшими тенденциями отечественного искусства второй половины прошлого века, с различными стилевыми течениями - от «сурового стиля» до беспредметной живописи. Представлены разные темы и жанры, их осмысление даётся в многообразных аспектах.

Каждая из картин несёт особую смысловую и образную нагрузку - и все зрители, как мы надеемся, найдут в общем ряду произведений те, которые заставят задуматься, надолго запомнившись именно им.

А.В. Кузнецов.

Быть может, для кого-то такой работой окажется небольшой холст «Качели» (1985 г.) московского художника А. В. Кузнецова. Здесь невинная игра ребёнка на мёртвом, лишённом даже чахлой травинки пустыре, воспринимается как высокая метафора судьбы всего современного мира. По своей лаконичной выразительности и силе эта картина достойна (наряду с «Чёрными любовниками» М. З. Шагала) стать одним из изобразительных символов Псковского музея.

Возможно, в преддверии «праздника со слезами на глазах» зрителей особенно привлечёт замечательное, подлинно патриотическое произведение ленинградца В. И. Тюленева «Июньская гроза» (1985 г.). Здесь трагедия войны выражена не декларативно, а сугубо художественными образно-пластическими средствами, с привнесением в язык живописи, в построение композиции, некоторых элементов кинематографического искусства.

В.И. Тюленев.

Салтан Наталья Ивановна
старший научный сотрудник
художественного отдела
Псковского музея-заповедника