Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

«Дорогами творчества» Евгения Климова

24.02.2014

28 февраля 2014 года в 16:00 в центральном выставочном зале Псковского музея-заповедника (ул. Некрасова, 7) состоится открытие выставки «Дорогами творчества». На ней будут представлены графические и живописные произведения Е.Е. Климова, пополнившие фонды ПГОИАХМЗ в 2013-2014 годы.



Русский художник, искусствовед, реставратор и педагог Евгений Евгеньевич Климов (1901-1990 гг.), впервые посетивший Псков, Изборск и Печоры еще в конце 1920-х годов, всю свою долгую жизнь не забывал древнюю русскую землю. По свидетельству сына художника Алексея Евгеньевича Климова, отец предпочитал ее даже классическим первоисточникам, очагам мировой художественной культуры – Греции и Италии.



Незадолго до своей трагической кончины Е.Е. Климов передал в дар Псковскому музею-заповеднику пятьдесят девять своих живописных и графических работ. Эта благотворительная акция была осуществлена четверть века назад, благодаря посредничеству Советского фонда культуры. Сразу по прибытии работ в Псков в местном музее была организована выставка, в состав которой, помимо произведений самого Е.Е. Климова, вошли подаренные им России работы В.И. Сурикова, А.Н. Бенуа, З.Е. Серебряковой, Б. М. Кустодиева, Н.Н. Лохова. В экспозиции выставки были представлены ставшие «классическими» для псковского художественного собрания произведения Е.Е. Климова: «Девичник», «Весна. Старый Изборск», эскиз мозаичной иконы «Троица», портрет писателя И.С. Шмелева и другие. Проживавший в далекой Канаде художник был искренне тронут этим событием, и тогда же решил передать Псковскому музею очередную часть своего творческого наследия. К сожалению, этим помыслам не сужено было осуществиться: 29 декабря 1990 года по дороге из Канады в США Евгений Евгеньевич погиб в автомобильной катастрофе.




Выполняя волю отца, сын художника, американский профессор, ученый-славист Алексей Евгеньевич Климов в середине декабря 2011 года привез в Псков около пятидесяти графических и четыре живописные работы Евгения Евгеньевича. К его визиту в музее была подготовлена большая выставка художника, названная организаторами «Радуга над Псковщиной» и сопровождавшаяся изданным альбомом. На встрече с музейными сотрудниками и на пресс-конференции Алексей Евгеньевич вспоминал о своем отце в разные периоды его жизни, говорил о своих занятиях русской литературой, об оставшихся в его доме в Соединенных Штатах Америки живописных и графических работах Евгения Евгеньевича, лучшее место хранения которых – Псковский музей-заповедник.




На протяжении двух лет руководство музея вело переписку с Алексеем Евгеньевичем, обсуждая непростые пути доставки в Псков очередного внушительного дара. В начале февраля 2014 года, преодолев расстояние в несколько тысяч километров, этот дар добрался до места своего назначения, постоянного хранения, изучения и экспонирования. Псковский музей-заповедник на сей раз получил около шестисот пятидесяти художественных произведений, а также замечательные книги – полный комплект девятитомного исследования Н.К. Шильдера, изданного в Санкт-Петербурге в 1901-1903 годах и посвященного трём российским императорам: Павлу I, Александру I и Николаю I.

Настоящая выставка, подготовленная по «горячим следам», предлагает вниманию посетителей Псковского музея-заповедника небольшую (примерно одну пятую) часть полученного из Америки дара. На ней представлены почти все жанры и техники, разработанные художником в своем творчестве: портреты безымянных студентов и педагогов в летних школах в штате Вермонт; портреты близких и известных людей из окружения Е.Е. Климова; пейзажные зарисовки Пскова, Изборска, Печор, Латвии, Чехословакии, Баварии, Канады, Италии, Греции, Швейцарии, Святой Земли; эскизы кладбищенского памятника с мозаикой и афиши; беглые зарисовки акварелью фрагментов фресок Мирожского монастыря.




В настоящее время фонд Евгения Евгеньевича Климова в Псковском музее-заповеднике – самый представительный из всех «персоналий»: с архивными материалами и книгами он приближается к тысяче единиц хранения.

В каждом рисунке-наброске, живописном этюде, в каждой продуманной и проработанной детали литографий и ксилогравюр Евгений Евгеньевич Климов последовательно и настойчиво предлагает нам своё здоровое и жизнеутверждающе мировидение, сопровождавшее художника постоянно на протяжении без малого девяностолетней земной жизни».

В.М. Галицкий