«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Чеченская шашка на службе псковича – героя гражданской войны

07.09.2021

Из рубрики «Музейные тайны»

В Псковском музее-заповеднике находится интересный экспонат – шашка, принадлежавшая герою гражданской войны Орловскому Ивану Илларионовичу. Шашка представляет собой разновидность сабли, ее название имеет черкесское происхождение и означает «длинный нож». По всей видимости, именно черкесы стали изобретателями данного вида оружия. В письменных источниках слово «шашка» впервые фигурирует при описании оружия черкесов, сделанном в 1625 г. Старейшие изображения шашки сохранились в Грузинской книжной миниатюре XVII в., приведенной в монографии Мамуки Цурцумия, посвященной грузинскому оружию Х-XVII вв. Старейшая из сохранившихся четко датированных шашек в России относится к 1713 г. Сперва на Кавказе доминировали сабли, но после того, как в XVIII в. жители Кавказа стали отказываться от использования кольчуги, для пробивания которой требовалась сабля, обладающая колющим лезвием, и предпочли активно использовать огнестрельное оружие, надобность в саблях отпала.

Теперь стоит уделить внимание характеристикам рассматриваемого экземпляра. Перед нами шашка кавалерийская 94 см в длину и 4 см в ширину. Оружие выполнено из стали с серебрением, на рукояти сплошной узор растительного орнамента, на деревянных ножнах 4 металлические накладки. На рукоятке и накладках присутствуют утраты серебрения, сколы, царапины. На одной из накладок присутствует процарапанная надпись фамилии владельца «Орловский». Размер рукоятки 16х4 см, 2 накладки по центру шашки имеют идентичные габариты 5х4, 7 см. Размер верхней накладки 9,5х5 см. Нижняя 4-я накладка более поздняя, отличается как параметрами (5,5х4,7 см) от центральных, так и орнаментом, выполненном в виде сетки. По всей видимости, она была добавлена позже в результате ремонта взамен утраченной. Остальные детали шашки обладают типичным для Северного Кавказа декором. В частности, остальные накладки на лицевой стороне имеют так называемый орнамент «бараний рог» (изначально черкесский по происхождению, но со временем распространившийся на изделия всего региона) с добавлением элементов дагестанского орнамента «мархарай». На «руку» дагестанского мастера указывает и применение более сложной и эффектной техники глубокой гравировки.

Народы западного и центрального Кавказа предпочитали более поверхностное нанесение рисунка на изделия из металла и в особенности на оружие. Так что, судя по всему, в коллекции музея находится шашка, имеющая ножны и рукоять работы дагестанских мастеров, но в черкесском стиле. В конце XIX – начале ХХ в. на Кавказе преобладали дагестанские и тифлисские мастера оружейного дела. В этот период многие серебряники, ювелиры и оружейники Дагестана занимались отходничеством и трудились на обширной территории от Черного до Каспийского моря.

Рукоять шашки не утапливается полностью и имеет полукруглый раструб. Она, фактически, насаживается как сабельная рукоять сверху на ножны. Такой тип рукоятей, в большей степени, характерен для оружия, изготовленного во Владикавказе для нужд офицерства Российской империи и представителей Терского казачества. На клинке находится клеймо «Чилла». Это имя одного из самых известных чеченских оружейников конца XIX – начала XX в. Он являлся уроженцем селения Старые Атаги (на чеченском языке это означает «долина реки»).

Старые Атаги и его жители всегда играли видную роль в истории вайнахов. Это одно из древнейших поселений на территории Чечни. В частности, оно упоминается в связи с событиями XVII в. в книге Аббаса-Кули-Ага Бакиханова «Гюлистан-Ирам», написанной на основе арабоязычных документов, изданной на русском языке лишь в 1926 г.

Аул Большие Атаги (Старые Атаги) расположен в предгорье Кавказа. Он с 1844 г. соседствовал с царской крепостью Воздвиженская (2 км) и находился в 20 км от крепости Грозная (ныне город Грозный), которая контролировалась царской администрацией. В конце XIX – начале XX в. Старые Атаги играют важную роль в общественно-политической и культурной жизни чеченского народа. В XIX в. аул служил местом всенародных военных игр, соревнований певцов-илланчей и местом заседания совета старейшин. Большинство населения Старых Атаг было занято в кузнечном деле. О качестве клинков, изготовленных атагинскими мастерами, свидетельствуют даже казачьи песни. В одной из песен есть слова: «Кинжал Базалая, булат Атаги».

С этим селением связаны имена знаменитых мастеров холодного оружия известных по прозвищу «Базалай». Существует легенда, согласно которой кабардинский князь Девлет-Гирей хотел дать аулу свое имя. Жители выступили против, оказали сопротивление князю и переданному ему в помощь русскому отряду, имевшему на вооружении пушку. Беременная жена мастера Муртаза находилась в своем дворе под елью, когда картечь из пушки попала в дерево и оно упало на женщину. Она долго болела и уже прикованная к постели, родила мальчика, названного Муртаз-Али. О мальчике говорили: «Ель выдержал» (по-чеченски – «База-лай»). Это прозвище превратилось в его основное имя. Мальчик рос смелым и любознательным, он учился у своего отца ремеслу изготовления холодного оружия. Со временем Муртаза увидел, что юноша достиг достаточной степени искусства, и якобы предложил ему ставить имя Базалай на клинке и эфесе. Однако юноша предпочёл ставить свое имя впоследствии только на клинке.

В 1820 г., в самый холодный период зимы, который у чеченцев называется «Чилли», у Базалая родился сын. Он получил имя Чилла, по чеченскому названию сорока самых холодных дней зимы. По чеченским поверьям, мальчик, родившийся в этот период, должен быть знаменитым, храбрым, стойким, уважаемым и настоящим джигитом. Чилла вскоре научился ремеслу у отца. Сначала он работал у него подмастерьем и делал оружие для ограниченного круга людей и как следствие не подписывал изделия своим именем. Помимо клинков он изготовлял серебряные ножны и рукояти, украшая их вайнахским орнаментом. Когда умер отец, Чилла для увековечения его памяти стал подписывать клинок не только своим именем, но и именем отца – «Базалай Чилла». Изделия Чиллы получили также очень высокую оценку. Его сталь в народе называлась «Чилли буолат», т.е. лучшая сталь Чиллы. Любопытно, что, ни Базалай, ни Чилла не производили выплавку стали. Они получали уже готовую сталь от русских и чеченцев, привозивших ее из Дамаска. Их заслуга в умелой ковке и закалке, составлявших семейный секрет.


По сведениям, предоставленным внуком Чиллы (1860–1910 гг.), мастер переехал во Владикавказ в промежутке между 1890 и 1893 г. Сделал он это, поддавшись уговорам одного офицера-осетина, для которого в свое время чеченский оружейник изготовил шашку и кинжал. Во Владикавказе он основал мастерскую и вскоре приобрел известность, особенно среди офицеров. Чилла выполнил множество заказов для военных и гражданских лиц Владикавказа, Тифлиса и Петербурга. Только лишь оного мастера оружейника – Чиллу упомянул в «Очерках кустарных промыслов Терской области» Григорий Абрамович Вертепов, указавший, что во Владикавказе: «Известен некий Чилли, кинжалы которого с вороненым лезвием обладают необычайно высокими достоинствами, однако, малодоступны по цене (от 15 до 25 рублей) и поэтому не находят себе широкого сбыта». Известно, что Чилла подарил шашку и кинжал начальнику Терской области генерал-лейтенанту Семену Васильевичу Каханову. Однако самым знаменитым подарком Чиллы стали шашка и кинжал тонкой работы, преподнесённые императору Николаю II. Русский царь же пожаловал Чилле золотые швейцарские часы с надписью: «Известному кавказскому мастеру по изготовлению холодного оружия Чилле Муртазалиеву». К сожалению, все документы на эти подарки невестка Чиллы и его внук уничтожили в 1937 г. В коллекциях различных музеев встречаются клинки, подписанные по-русски «Чилли». В некоторых случаях, это же имя передано и арабской графикой. Встречаются и подписи на кириллице «Базалай Чилли».

Теперь надо сказать несколько слов о хозяине шашки Иване Илларионовиче Орловском. Он родился в 1896 г. в городе Пскове. Был чернорабочим лесопильного завода, затем работал в Санкт-Петербурге на кирпичном и Обуховском сталелитейном заводах. Иван Илларионович являлся членом ВКПБ с 1918 г. В феврале 1918 г. он вступил в красноармейский отряд, сражался под Псковом. Служил в РККА начальником конной разведки 110-го стрелкового полка 46-й дивизии (13-я армия). Орловский одним из первых был награждён орденом Красного Знамени приказом Рев. Воен. Совета № 600 от 20 октября 1920 г. По легенде Иван Илларионович 11 раз был ранен во время гражданской войны. В 1920–1923 гг. он был начальником разведки частей особого назначения Псковской губернии. В 1930–1936 гг. являлся начальником Островского уголовного розыска. Иван Илларионович – участник Великой Отечественной войны, полковник, командир 24 кавалерийского полка 36-й кавалерийской дивизии. Одно время он числился пропавшим без вести, т.к. попал в плен в 1941 г. и находился в концлагере Офлаг XII-Д. Хаммельбург. После войны Орловский жил во Пскове. Имел награды: 2 ордена Красного Знамени и 1 орден Красной Звезды. Еще в годы гражданской войны был награжден оружием – шашкой. По легенде эта шашка была вручена И.Л. Орловскому самим Семеном Михайловичем Буденным – командующим конной армией.


В настоящее время шашка экспонируется на выставке «Солдаты ХХ века» в зале «Псковский край в годы Великой Отечественной войны».

Автор статьи: старший научный сотрудник Исторического отдела Матюхин О.А.