«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

​День памяти Юрия Павловича Спегальского

17.01.2023

17 января – день памяти Юрия Павловича Спегальского – исследователя средневекового зодчества, архитектора-реставратора, создателя Псковских реставрационных мастерских, художника, мастера декоративно-прикладного искусства, много потрудившегося во славу своего родного города. Его проектом архитектурных заповедников в городе Пскове была заложена основа сохранения псковского архитектурного наследия. Его имя очень тесно связано с возрождением древней псковской архитектуры, хотя непосредственно в Пскове он работал всего три года – с 1944 по 1947.

Еще с момента освобождения города (23 июля 1944 года) Спегальский жил одной мечтой – возвращением в Псков. Он приезжает в Псков осенью 1944 года и предлагает свой план создания в городе целой системы архитектурных заповедников с особыми зонами застройки и благоустройства, что и было учтено в проекте восстановления Пскова, которым занимались тогда ленинградские архитекторы, работавшие над новым генпланом Пскова.


Спегальский активно занимается созданием проектных планов реставрации разрушенных памятников Пскова, а также создает Псковскую реставрационную мастерскую, став первым ее руководителем. Многое успевает сделать практически – сам поднимается на верха культовых сооружений без лесов, верхолазным способом. Таким способом им были восстановлены поврежденные конструкции верхних частей Троицкого кафедрального собора (барабаны и главы) и сделано новое дюралевое покрытие глав собора. Глава Мирожского собора, изуродованная прямым попаданием снаряда, также была восстановлена Спегальским собственноручно. Ее покрытие было осуществлено деревянным лемехом, изготовленным вручную способом древних мастеров.

– Юрий Спегальский сделал более 400 обмерных чертежей к проектам реставрации и реконструкции памятников архитектуры Пскова. Подготовил детальные проекты реставрации древнего Троицкого собора, церквей Николы со Усохи, Богоявления с Запсковья, Иоакима и Анны, Козьмы и Дамиана с Гремячей Горы, Василия на Горке, колокольни церкви Михаила Архангела, Мирожского монастыря, – отметила хранитель музейных предметов Псковского музея-заповедника Анна Новотроицкая.

Реставрационная деятельность Ю.П. Спегальского определялась двумя основными факторами: научным знанием и строительным опытом. Спегальский понимал и познавал Псков умом ученого и чутьем поэта. Отсюда и происходит та достоверность, которой обладают каждая деталь древнепсковской старины и картина города в целом в его работах. Недаром академик Д.С. Лихачёв называл Спегальского Поэтом древнего Пскова.

Юрий Павлович был лично эмоционально привязан к Пскову, город стал его судьбой, снился ему ночами, не отпускал и днем. Он снова возвращается сюда, за 150 дней до смерти. При переезде он перевез в Псков сделанную своими руками мебель, библиотеку, архив, дорогие сердцу предметы быта. В 1968 году Управление культуры Псковского облисполкома предлагает Юрию Павловичу возглавить Псковские проектно-реставрационные мастерские. Умер Спегальский в Пскове 17 января 1969 года. Похоронен на Мироносицком кладбище.

Планы Ю.П. Спегальского распространялись далеко за горизонт собственной жизни и сегодня мы любуемся Псковом, который был сбережен его талантливыми руками. В одном из своих выступлений в 1945 году Спегальский сказал: «…То "кое-что", что осталось от древнего Пскова, имеет такую ценность и такую силу, что именно оно украшает и делает его Псковом…».