«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

«По/грани/чники»

04.09.2021

Определение образа.

Со времен философии Гегеля мы знаем, что искусство мыслит образами. Мы так привыкли к этой формуле, что почти не вдумываемся в ее смысл, – она кажется нам естественной: искусство есть непосредственное наблюдение реальности, или мышление в образах. При этом само понятие «реальность» как будто теряется, забывается, уходит на задний план: какая именно «реальность» имеется в виду? Окружающая нас природа? Ландшафт? Человек? Его тело? Предметный, материальный мир? Или реальность сознания художника, его умственного созерцания? Бытие Бога? И вот когда мы начинаем задавать себе эти вопросы, в центре внимания оказывается понятие образа, его определение, а, значит, и неизбежное ограничение. Без установления черты, пределов, не бывает ясного понимания. Так что это, собственно, такое – образ? Каким он вообще способен быть? Какие здесь открываются для художника возможности и варианты?

Вариантов, как мы знаем из учебников по истории искусства, – почти бесконечное множество. Однако каждому художнику, если он не банальный подражатель, эпигон и копиист, нужны свои, собственные, индивидуальные способы создания, творения, изготовления образов; именно этим – нахождением образов, выражающих внутренние миры; их, миров и образов, сотворением, и занимаются художники движения «ПсковАРТ», назвавшие свой выставочный проект «По/грани/чники».


Название «По/грани/чники» удачно родилось двенадцать лет назад в Доме купца Сафьянщикова, в мастерской Эдуарда Шарипова, в процессе дружеских посиделок и поисков концепции для совместной выставки в Санкт-Петербургском Музее нонконформистского искусства в легендарном Арт-Центре на Пушкинской, 10. Кроме Шарипова в выставочном проекте тогда участвовали Анатолий Жбанов и Виктор Тимофеев. Позже к проекту присоединился известный псковский куратор выставок современного искусства и художник-монументалист Николай Москалев. Название «По/грани/чники» указывало не столько на географическое положение Пскова на границе с чужой землей, со странами Евросоюза (хотя и это простое и очевидное обстоятельство нельзя игнорировать, оно имеет важный культурологический аспект), сколько цепляло актуальные коннотации, целый веер ассоциаций. «По/грани/чники» здесь – это, конечно, метафора, сложносочиненный образ, рожденный прихотливой языковой игрой: «граница; на грани; пограничье; безграничность».

Художник в декадентской и авангардистской традиции Нового Времени почти всегда изгой, «посторонний», стихийный анархист и повстанец, нарушитель всех и всяческих конвенций, зачастую – социальных (арт-активизм), но – эстетических par excellence; художник – это тот, кто «выламывается из среды», находится в экзистенциальной «пограничной ситуации», на пределе, на грани, на краю, в неком жизненном экстриме. Художник переходит через край и постоянно нарушает, расширяет границы: живописные, художественные, этические, бытовые, метафизические. Одновременно он эти границы устанавливает, прежде всего – на территории своего личного, индивидуального творческого самораскрытия. В этой антиномии (преодоление границ – установление границы) заключается диалектика существования художника, живое противоречие его творческого бытия. Трудная судьба художника – нарушать правила и пределы, и тут же, в момент создания очередного полотна, фиксировать их для себя. Именно этим: преодолением, передвижением и одновременным установлением всех и всяческих границ, демаркационных линий в жизнетворчестве и в искусстве, и занимается всякий художник.

Проект «По/грани/чники» предлагает попытку еще раз осмыслить и увидеть эти живые и зримые антиномии, поскольку для художника, живущего на рубеже, на границе, чрезвычайно важен сам феномен «пограничья», некой особой и зыбкой территории, на которой и происходит переход, превращение, взаимопроникновение идей: «пограничье» – это Событие эксперимента, алхимической реакции и диффузии культурных слоев. Не забудем и о том, что изначально идея – это «то, что видно», иногда буквально – физическими глазами, но чаще все-таки внутренним зрением: одно из значений слова «эйдос» – вид, внешний облик.

Здесь интересно обратиться к этимологии, то есть происхождению вроде бы всем известных слов. Как сообщают этимологические словари, общеславянское слово «granica» является производным от индоевропейской формы «granь»: «знак на деревьях на границе земельных или бортных участков»; «грань» – «ветка» как межевой знак, образовано от grati – «быть острым, выдаваться». Первоначальное значение слова «грань» в принципе соответствует сегодняшнему – «нечто выступающее, остро оканчивающееся», как усы на лице или иглы ели. В большинстве славянских языков это слово и означает не что иное как «угол, край, предел, ребро, острие, полоса».

Другое важное для нашего контекста слово - «образ» - происходит от глагола «образити» – изобразить, нарисовать, вырезать из дерева. В чешском, словацком и польском языках оbrаz – «изображение, картина; икона»; в болгарском, сербском, хорватском и словенском языках – «лицо, щека, внешний вид». Круг восприятия замыкается: граница определяет доступный кусок реальности, ограниченной полотном, образ получает границы, «огранивается». При этом, опять же, актуализируется сам процесс перехода: граница отделяет Одно от Другого, Восток – от Запада, Землю – от Неба, Хаос – от Космоса, материю – от метафизики, тварный мир – от Бога, и так далее.

Какими способами из грубого материала: бумаги, картона, холста, дерева, красок, камней и металла возникают новые ментальные и изобразительные миры, эйдосы художников? Увидеть этот процесс и позволяет выставка «По/грани/чники»: граница ойкумены и личного существования притягивает, гипнотизирует и определяет способ и содержание художественного мышления, заставляет выходить «за». В творческом акте, который всегда подготовлен и обусловлен всей жизнью, художник находится «вне себя»; только так он и способен захватить новое и еще небывалое. Вспомним термин русских футуристов «заумь» - то, что буквально находится «за умом», постигается не рассудком, но интуицией, всеми органами чувств, включая спиритуальные способности художника. Образы, которые извлекают и показывают «художники-пограничники», и есть их инварианты реальности, их визуальные «откровения» здесь и сейчас, явленные нам, зрителям.


Если попытаться в двух словах определить их, то у Анатолия Жбанова – это виртуозное и тщательное выстраивание, реконструкция метафизических («нонактуальных») ландшафтов; у Эдуарда Шарипова – неустанная фиксация фаз движения от традиционного пейзажа к почти полной живописной абстракции; у Виктора Тимофеева – изобретение новых невиданных вещей и существ-мутантов, будто вывернутых наизнанку или рожденных в Зоне нечеловеческих аномалий из фантастической повести братьев Стругацких «Пикник на обочине»; у Николая Москалева – попытка лишить изображение не только денотата, но и какого-либо референса.

Понятно, что эти определения – по необходимости – скупые и неполные, поскольку «выхватывают» из темноты возможного непонимания лишь какую-то одну, пусть и самую яркую, грань творчества (всякое определение ограничено уже по самой своей сути, тут нам никуда не уйти от неизбежной тавтологии: всякая дефиниция и есть мыслительное ограничение объекта восприятия); зато сами представленные на выставке произведения лишены этого ущербного свойства. Здесь текст обретает контекст, знак вырастает до символа, а границы образов достигают Безграничности, подлинного Макрокосма и, может быть, Абсолюта.

В искусстве, как и в религии, всегда так, и не может быть иначе, а в том, что духовные поиски «По/грани/чников» имеют религиозную природу (от лат. religare – «связывать, соединять, устанавливать связь») – сомневаться не приходится. Участники проекта «По/грани/чники» – Жбанов, Шарипов, Тимофеев, Москалев, каждый по-своему, – выступают хранителями псковского «Пограничья» в искусстве, территории поиска новых изобразительных приемов и своеобычных, – когда диковинных, когда эксцентричных, – образов. В этом состоит их художническая задача, жизненная цель, их миссия.

Автор: Александр Донецкий, писатель, кандидат филологических наук


Режим работы выставки: 11.00 - 18.00 (ср - пн) / Двор Постникова, ул. О. Кошевого, 2
Стоимость билетов: 150 руб. - взрослый, 100 руб. - льготный билет.
Дети до 16 лет - бесплатно.