Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
100 лет картинной галерее

К 125-летию со Дня рождения художника Владимира Гринберга

06.04.2021

ГРИНБЕРГ ВЛАДИМИР АРИЕВИЧ (1896 – 1942)

Изображение
Автопортрет В. А. Гринберга. 1937. Ростовский областной музей изобразительных искусств

Ушедший из жизни рано, еще в 1942 году в блокадном Ленинграде, Владимир Ариевич Гринберг многое успел за короткий срок, отпущенный ему судьбой. Ему довелось учиться живописи у замечательных мастеров М. Добужинского, Д. Кардовского, Е. Лансере, А. Яковлева, преподававших в Новой художественной мастерской княгини М. Гагариной в Петербурге; с 1915 года он был участником выставок различных художественных объединений, в том числе «Мира искусства».

Его работы, помимо Псковского музея, хранятся в Государственном музее истории Ленинграда, Ростовском-на-Дону областном музее изобразительных искусств, в Галеев-галерее (Москва), и Государственном Русском музее. Его творческое наследие составили многие произведения живописи, графики, книжных иллюстраций и скульптуры

В связи с последним любопытен следующий факт биографии Гринберга: в 1924-1925 годах он участвовал в выставке конкурсных проектов памятника А.С. Пушкину в селе Михайловском, при чем его проект, к сожалению неосуществленный, был удостоен первой премии.

Пять живописных работ В.А. Гринберга, приобретенные после большой персональной выставки в залах ЛОССХ в 1978 году у брата художника, представляют разные жанры и относятся к числу лучших его произведений. В их основе – мотивы повседневной жизни города, что раскрывают уже названия работ: «На набережной после демонстрации» (1935), «Хлеб и селедка» (1935), «Гладильщица» (1935) и др.


Хлеб и селедка. 1935. Холст, масло. Псковский музей-заповедник

Блестящий дар импровизации, базирующийся на глубоком знании натуры и мастерстве, придает живописной манере художника особую свободу. Артистическая непринужденность быстрого, почти эскизного письма уравновешивается строгим и скупым отбором пластически-точных деталей.

Живя в самом «сердце» Ленинграда (окна его комнаты выходили на Дворцовую площадь), он ощущал себя как бы на пересечении времен. Поэтической новеллой о вечно прекрасном городе воспринимается одна из лучших работ Гринберга «Сумерки на Неве. Переулок» (1936), в которой, вслед за поэтом, он воспел «задумчивых ночей прозрачный сумрак» и «спящие громады пустынных улиц».

Но не только классический Петербург, город Пушкина и Блока, был дорог художнику, а и новый, современный ему строящийся Ленинград. «Новый Ленинград. Асфальтирование улиц» (1934) – лаконичная и в то же время полная динамики и живой выразительности зарисовка повседневной жизни растущего городских окраин. Прозаически заземленные реалии – черный неповоротливый каток, чад и дым, затянувшие улицу, эстетизированы и органично введены в изысканный по пластике и колориту холст художника, справедливо причисленного к числу лучших представителей живописи так называемой ленинградской школы.


Новый Ленинград. Асфальтирование улиц. 1934. Холст, масло. Псковский музей-заповедник