«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

К 150-летию со Дня рождения художника Анны Остроумовой-Лебедевой

17.05.2021

К 150-летию со Дня рождения А.П. Остроумовой-Лебедевой 5 (17) мая 1871 года

«…в гравюрах она, как никто, умеет, пользуясь минимумом цветовой шкалы, передать в красках желаемое настроение. В акварелях она радует глаз свободой мазка, и опять-таки эти её вещи блещут чарующими переливами и созвучием красок, необычайно остро подмеченных на натуре».

А.Н. Бенуа

ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА АННА ПЕТРОВНА (1871 – 1955)


Остроумова-Лебедева А.П. Автопортрет. 1894

А.П. Остроумова-Лебедева – народный художник РСФСР и действительный член Академии художеств СССР родилась и прожила всю жизнь в Петербурге – Петрограде – Ленинграде. Родители с пониманием отнеслись к ее желанию посвятить себя изобразительному искусству. Начальное художественное образование девочка получила в училище Штиглица.

Русская и советская художница, гравер, акварелист, мастер городского пейзажа ПАХ, училась в мастерской И.Е. Репина. По совету Ильи Ефимыча в 1898-99 гг. занималась в парижской мастерской Дж. Уистлера. С 1899 г. входила в состав творческого объединения «Мир искусства», где создавала гравюры для оформления одноименного журнала. В это время она тесно сближается и получает незаменимую творческую поддержку у художников группы «Мир искусства». С.П. Дягилев называет ее самым интересным экспонентом, отмечает «редкое чутье красочных пятен и силу резца», настойчиво поощряя ее занятия в области графики. В 1901 г. для журнала «Мир искусства» она создает ряд гравюр, именно в гравюре она ценила «невероятную сжатость и краткость выражения», и в 1902 г. целый номер журнала был посвящен «молодой и талантливой художнице» (А. Бенуа).

В 1900 г., после академической ученической выставки, куда она предоставила на конкурс 14 работ, она получает звание художника. В 1920 г. стала профессором института фотографии и фототехники, в том же году со студентами посетила Псков. Древний город привлек ее своей самобытностью. В сопровождении Е.М. Тихвинского они осматривали псковские храмы, Поганкины палаты «с выставкой картин, гравюр и замечательных икон, фрески Мирожского монастыря, «второй монастырь на Великой с редким и интересным собранием икон…» – вспоминает она в «Автобиографических записках» (М., 1974, т.3, с.31-36). Работы, выполненные в г. Пскове, хранятся в ГРМ. Там же хранится и альбом снимков с комментариями, сделанных в Пскове.

В 1910-20-е гг. она продолжает портретировать Петербург (Ленинград) и его окрестные достопримечательности во многих листах акварели и, преимущественно, гравюрах, ныне хранящихся в музеях и библиотеках страны, как и отдельные альбомного характера издания.

Остроумова-Лебедева одна из немногих художников, используя лаконизм выразительных средств, создает пейзажи, органично включающие в композицию архитектурные строения. В своих произведениях ей удавалось передать точность ощущения величественной красоты таинственного города. Несмотря на то, что работала она только акварелью, так как из-за аллергии не могла работать маслом, на ее гравюрах и акварелях возникал город «неповторимой поэзии и кажущейся незатейливой красотой». (А.Остроумова «Автобиографические записки»).

Художник своим талантом и трудом не только возродила в России древнее и самобытное искусство черно-белой гравюры, но и стала первой в России, кто обратилась к цветной ксилографии, создав образный строй этого вида искусства и, став его родоначальником в нашей стране. Остроумова-Лебедева превосходно владеет чистым рисунком и акварелью. Она вообще любила акварель, признавая ее уникальность, исключающую возможность повторения, а потому существующей в единственном экземпляре. Прекрасный акварелист Остроумова-Лебедева считала этот вид искусства живописью, и всегда мыслила живописно в этой области, владея свободой мазка, обогащая образы легкими переливами и созвучием красок, остро подмеченных на натуре. И в дождь, и в снег она находила гармонию мира, и в красках ей удавалось передавать желаемое настроение. «Я люблю не только это изображать, но я люблю во всем этом находиться», так она писала о своих ощущениях.

Именно такой урбанистический пейзаж-настроение «Вид на миллионную улицу» 1909 года и представлен в картинной галерее Псковского музея. Работа поступила в музей из Порховского музея в 1925. Справа внизу – подпись: Остроумова 10 апр.1909 г.


Вид на Миллионную улицу. 1909 г. Бумага, краска, графика. Псковский музей-заповедник

Петербург никогда и никого не оставлял равнодушным: его любили или ненавидели. Северная Пальмира волновала литераторов, поэтов и художников. Для Остроумовой-Лебедевой это был город торжественной красоты и величия. На протяжении всей своей жизни она не изменила любимому городу, не предав его и в блокадные дни. Ею была создана целая серия гравюр о городе военного лихолетья, где с болью о судьбе замерзающего и голодного, она продолжала работать. Для нее он оставался городом-судьбой, городом-императором, городом-музеем. И опять ей помогло чувство меры и деликатности. У нее получалось изящно и тонко почувствовать главное ощущение от города и его атмосферы, не останавливаясь на мелких деталях, случайных нюансах и подробностях. Остроумова-Лебедева пишет город, вобравший в себя немного грусти, но оставшийся величественным, открытым для познания и восторга.

Данная акварель принадлежит к числу работ, составивших изобразительную летопись Петербурга, которую она вела всю жизнь. Сама она считала, что искусство должно основываться на старательном изучении реального мира – точном, правдивом и искренним. Архитектурный пейзаж, небольшой по размеру, выглядит монументальным. Он написан с высокой точки обзора, открывающей воздушную далеко идущую перспективу. Распутица, серый, грязно-белый цвет снега контрастирует с мощными стенами терракотовых домов. Композиция такова, что на переднем плане, с левой стороны мы упираемся взглядом в мощное доминантное сооружение. Крупная с архитектурной геометрией стена, сужающаяся дорога, идущая вглубь домов, графически изображенный фонарь. На фоне мрачного серого неба строй огромных каменных домов и условно намеченные фигуры бредущих людей – контраст жизненной круговерти суетного и беззащитного существования с глобальностью космической мира.

Влияние ее пейзажного искусства на зрителя идет из «молчаливой глубины».

Вторая небольшая работа в собрании музея – «Парк» 1910-е, Справа внизу: А. Остроумова. Акварель приобретена из частного собрания в 1974, Ленинград.


Парк. 1910-е. Бумага, краска, графика. Псковский музей-заповедник

Акварель проста по избранному мотиву. Дает отдохновение от обыденной жизни и радость глазу, отвлекает от забот и волнений, способствует умиротворению духа. Под лаконичными, неброскими, но выразительными мазками натуральные цветовые пятна обретают живость реальности, ощущение неповторимости духовной тональности города. Великолепный и восхитительный парк, с аллеей вековых деревьев, очаровательный своей пышной зеленью, в глубине которой возникает фонтан. Прогуливающиеся горожане, играющие дети – покой, неспешность и незамысловатость привычно проходящего дня. Поэтически пленительный пейзаж, отбрасывает все случайное и второстепенное.

Все время, стремясь к совершенству, Остроумова-Лебедева остается верна пути художника лирического пейзажа, а ее Петербург останется незыблемым памятником художнику в истории русской культуры.