С 30 октября 2021 г. при входе в музейные объекты посетителям старше 18 лет необходимо предъявлять QR-код, подтверждающий прохождение вакцинации против COVID-19, либо QR-код, подтверждающий перенесение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в течение последних 6 календарных месяцев и паспорт гражданина РФ. x
5 причин посетить Псково-Изборский музей
*
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
100 лет картинной галерее

К 150-летию со Дня рождения художника Игоря Грабаря

29.03.2021

«…Искусство, искусство и искусство. С детских лет до сегодняшнего дня оно для меня – главный источник радости и горя, восторгов и мучений, восхищения и возмущения, - единственное подлинное содержание жизни». (Игорь Грабарь)

ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (1871 – 1960)


Портрет И.Э. Грабаря работы Б.М. Кустодиева

Живописец, график, историк искусства, общественный деятель.

Родился Игорь Грабарь в Будапеште. Спасаясь от политических репрессий со стороны австро-венгерского правительства, семья Грабарей бежала в Россию. Увлеченный искусством, он начал рисовать еще в раннем детстве: «Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей», — писал позже Грабарь. В 1903 г., окончательно переехав в Москву, Игорь с упоением осваивал основы живописи и рисунка в лицее цесаревича Николая. В шумном городе Грабарь с головой окунулся в мир художественных выставок и музеев, где экспонировались лучшие картины того времени. Всю жизнь он тянулся к новым знаниям, эта неуемная жажда познания заставляла постигать все время новые вершины. После окончания лицея, в 1889 г. Грабарь поступил в Петербургский университет на юридический факультет, который с успехом окончил. Параллельно он успел прослушать полный курс лекций на историко-филологическом факультете. В эти же университетские годы Грабарь занимался живописью в академической мастерской профессора Павла Чистякова и в 1894 г. поступил в Академию художеств, в класс Ильи Репина.

В 1896 г. Грабарь на пять лет уезжает в Мюнхен, где сначала учится в художественной школе Антона Ашбе, а затем преподает в ней совместно со своим наставником; там же, в Германии, он пробует свои силы и в журналистике.

Круг интересов Игоря Грабаря постоянно и очень быстро расширялся. Увлекшись архивной работой и искусствоведческими исследованиями, он начал писать статьи для журнала «Старые годы», «Нива», а потом взялся за один из своих самых грандиозных искусствоведческих проектов - многотомную «Историю русского искусства». В 1913 г. Грабарь стал попечителем Государственной Третьяковской галереи и состоял в этой должности до 1925 г. По сути, художник совершил революцию, благодаря которой Третьяковская галерея превратилась из частной коллекции в музей национальной истории искусства. Грабарь систематизировал памятники мирового и русского искусства, совершив смелый шаг по замене шпалерной развески в залах на историко-монографический принцип экспонирования, что для того времени стало новаторством. И, к слову сказать, этот принцип сохраняется до настоящего времени. После Октябрьской революции Игорь Эммануилович непосредственно участвует в создании государственного музейного фонда, постепенно разрабатывая план реорганизации всех музеев России. Всеми силами стремится спасти искусство от равнодушного времени и становится, зачинателем музейного отдела Наркомпроса, внося бесценный вклад в спасение художественного наследия нашей страны. Организованные им первые в стране реставрационные мастерские работают до сих пор, возрождая памятники прошлого. В лихие послереволюционные годы, сметающие все на своем пути, он сам ездил в экспедиции, спасая русские и византийские фрески, церкви и музеи от разорения и вандализма,

Несмотря на огромную занятость, именно живопись Игорь Грабарь называл своей «главной страстью». Он не боялся перемен, не был приверженцем какого-то определенного жанра или стиля, его кисти были подвластны и пейзаж, и натюрморт, и портрет, а живописный язык постоянно менялся. Преодолев живописные каноны, он стал новатором в области изображения света.

После европейской поездки, под впечатлением от французских импрессионистов и постимпрессионистов он создает целую серию работ по технике близкой к работам французских художников. В своих картинах мельчайшими, легкими энергичными мазками убедительно и мастерски изображает и тончайшее прозрачное стекло, и хрустящий под ногами снег, и сочные спелые фрукты, и благоухающие цветы. В период особого увлечения натюрмортами, раз за разом он составлял на ярких тканях композиции из фруктов и начинал рисовать их с точки зрения сверху, сосредотачиваясь исключительно на ритме линий, контраста фактур, пластике объемов. «Меня в то время особенно волновала благородная красота расцветки груш-дюшес - от зеленой через зелено-оранжевую, к темно-красной», - написал Грабарь в мемуарах. Он как художник-экспериментатор постоянно изучал свет, цвет, находил интересные точки зрения для написания своих картин, и получалось это необыкновенно.

В псковском собрании лишь одно произведение И.Э. Грабаря – «Вечеринка». 1904-06


Вечеринка. 1904-06. Холст, масло. Псковский музей-заповедник

Эта небольшая работа, написанная в духе импрессионизма, поступила в 1925 г. из Порховского музея. Используя прием характерный для импрессионистов, художник создает впечатление кадра, выхваченного из жизни. Несмотря на мимолетность показанной темы, интересны персонажи, представленные здесь на переднем плане: вспоминающие «о былом» кумушки и наигрывающий зажигательный мотив гармонист. Дымчато-розовые краски, размытые пятна несущихся в вихре танца фигур, влетающих в освещенный проем соседнего зала, передают атмосферу суматошной праздничной суеты в вечернем искусственном освещении. Сочные, но размытые цвета бальных платьев создают иллюзию движения в безудержном ритме, затягивая зрителя в круговорот танца.