5 причин посетить Псково-Изборский музей
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
100 лет картинной галерее

К 180-летию со Дня рождения Архипа Куинджи 27 (15) января 1841 года

27.01.2021

Свет-очарование и сила света, его иллюзия были его целью.
Конечно, вся суть этого явления заключалась в самом Куинджи,
в его феноменальности, личной, врожденной оригинальности.
Он слушал только своего гения-демона.

Из воспоминаний И. Е. Репина

КУИНДЖИ АРХИП ИВАНОВИЧ (1841 – 1910)

Портрет Архипа Куинджи кисти В.М. Васнецова. 1869 г. ГТГ

Живописец и впоследствии прекрасный педагог с детства любил рисовать и мечтал оказаться в мастерской у известного мариниста И.К. Айвазовского. В 1868 году Айвазовский открывает частную мастерскую в Феодосии, куда и поступает Куинджи.

Рано осиротевший художник с 11 лет был вынужден самостоятельно зарабатывать. В тот непростой период жизни он совершенно случайно знакомится с ретушером и, работая у него в мастерской, начинает острее ощущать жажду к прекрасному. Уже в 1868, оказавшись в Петербурге в качестве вольнослушателя поступает в Академию художеств, где проявляет себя как одаренный живописец. В этом же году получает звание неклассного художника за работу «Татарская сакля», в 1872 - классного художника 3 степени за виды острова Валаам и Ладожского озера. Он мастерски и с размахом представляет суровое и величавое звучание Севера. Его кисти подвластно настроение природы, определяющее и эмоциональный строй живописи мастера, восторгающегося торжественной красотой северного края. С 1875 - член ТПХВ, в 1878 получает звание классного художника 1 степени за пейзажные композиции. В этом же году работа «Украинская ночь» экспонировалась на 5 выставке ТПХВ и на Всемирной выставке в Париже. В 1880 экспонирует в Петербурге имевшую чрезвычайный успех «Лунную ночь на Днепре». С 1882 года прекращает выставочную деятельность. Профессор живописи (1892). Действительный член Петербургской АХ. В 1894-97 годах - руководитель пейзажной мастерской.

Творчество А.И. Куинджи – художника яркого и самобытного таланта, занимает особое место в русской пейзажной живописи. Ему удавалось находить в природе особые, фантастически прекрасные состояния и профессионально использовать многие новаторские приемы. Постоянно находясь в творческих поисках, много экспериментирует, сознательно использует в своей работе новейшие открытия физики и химии. Знание оптических законов, увлечение точными науками помогает находить завораживающие эффекты освещения. Разрабатывает сложную гамму цвета, активно использует подмалевок, несущий определенную смысловую роль, раскрывая внутреннее сияние, производящее особое эмоциональное впечатление на зрителя. Пробует новые составляющие для красок, ищет варианты композиции, панорамы, ловит свет, продолжая поиски, начатые художниками-романтиками.

В поздних работах начинает использовать цветовые плоскости на контрасте, что добавляет его полотнам декоративности. Маэстро чувствует малейшие изменения состояния природы, успевает мастерски изобразить ускользающий миг движения воздуха, света и воды.

Привязанность к природе родной Украины, где прошло детство и юность художника, Куинджи сохранил на всю жизнь. Все его полотна о родном крае проникнуты тонким лирическим настроением. Начиная с 1880 Куинджи занят поисками образа Днепра. Работа «Днепр утром» (1881) была обнаружена в мастерской Куинджи после его смерти при разборе наследия, о чем и свидетельствуют подписи членов комиссии на обороте холста. Эскиз картины находится в ГРМ.

В собрании Псковского музея представлена работа: «Днепр» (1901). На обратной стороне холста подписи семи членов комиссии по наследию А.И. Куинджи. Поступила к нам из музея АХ в 1919 году, в музей АХ от общества имени Куинджи в 1914 г. Композиция, написанная художником после долгого периода «молчания», является вариантом-повторением раннее названного произведения.


«Днепр» (1901). Псковский музей-заповедник

Полотно почти полностью воспроизводит композиционный строй, но решено в более сдержанном колорите, с преобладанием серо-голубых оттенков. Здесь сильнее концентрируется пространство, усиливается масштаб. Зритель почти физически ощущает оглушающую тишину и звенящую пустоту, возникает впечатление высоты и полета. Водная гладь тиха и кажется застывшей, и огромное небо с бело-серыми облаками одновременно отражает и поглощает водную гладь, словно утоляя жажду знойным, подернутым маревом утром. Пожухлая береговая трава с редкими цветами и стойким чертополохом на просторах вечности. Перед зрителем возникает панорамный вид беспредельного пространства столетиями бегущих вод. Куинджи как великий созерцатель, умеющий увидеть и изобразить главное, любит остаться один на один с природой.

В основе его творчества лежит декоративность и полнота цвета. Он открыл тайну красочной палитры, многообразия яркого и звучного цвета. Художник писал многочисленные этюды, по которым видно, как он ищет состояние природы, как работает с цветом. Обладая уникальным зрением, способностью улавливать полутона, он мог передавать ощущение яркого солнечного дня и волнующей лунной ночи. Большинство ночных пейзажей Куинджи были созданы в период творческого затворничества, когда он работает исключительно для себя, не участвуя ни в каких выставках.


Эскиз «Лунная ночь». 1890 - 95 гг.. Псковский музей-заповедник

В фондах музея находятся два этюда художника из музея художественно-промышленной школы: «Море» и «Кавказ», и эскиз «Лунная ночь». На обороте штамп ИАХ, из Музея АХ в 1930. Ранее собственность Общества им. Куинджи (с 1910). Дар Общества музею ИАХ в 1914. Прежнее название: «Березовая роща. Пятна солнечного света».

В ГРМ находится почти идентичная композиция-этюд для картины «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Алупка, дворец-музей). Зритель оказывается втянутым в таинственный лес, где неразличимы ни ветви, ни листья, а кроны деревьев переплетены между собой, создавая почти коридор, пронизанный лунным свечением, в глубине которого едва различима одинокая фигура. Лес завораживает и поглощает, теряет границы, вызывая иллюзию бесконечности.

Куинджи очень остро ощущал единство человека и окружающего его удивительного мира природы. С этой способностью видеть и чувствовать, проникая в самую глубь мироздания, связано его новаторство, подхваченное художниками последующего поколения.

Архип Куинджи был прекрасным педагогом, его ученики, Н. Рерих, А. Рылов, Н. Крымов восприняли космизм его пейзажей. Художник открыл богатые перспективы для искусства будущего, щедро делясь и передавая секреты своим ученикам.

Преподавательской деятельностью Куинджи занимался до конца жизни. В 1898 году организовал на свои средства для молодых художников поездку за границу, в 1910 было создано Общество художников им. А.И. Куинджи, куда художник и передал всё своё состояние.