С 30 октября 2021 г. при входе в музейные объекты посетителям старше 18 лет необходимо предъявлять QR-код, подтверждающий прохождение вакцинации против COVID-19, либо QR-код, подтверждающий перенесение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в течение последних 6 календарных месяцев и паспорт гражданина РФ. x
5 причин посетить Псково-Изборский музей
*
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
100 лет картинной галерее

​К 245-летию со Дня рождения художника Василия Тропинина

30.03.2021

«Какой прекрасный человек, отец милосердный к ученикам, портретист великий, натуралист неподражаемый; авторитет, всеми любимый. Мы приходили к нему, он нас, учеников, принимал, как отец принимает детей», – из воспоминаний ученика И. Тучнина

«Все обидное переносил с высоким терпением и посреди всех художественных занятий совершенно забывал все окружавшее его неприятное и трудился до упаду; случалось, где работал, там и засыпал», – скульптор Николай Рамазанов.

ТРОПИНИН ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ (1776 – 1857)


Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль. 1846. ГТГ

Василий Тропинин – главный московский портретист начала XIX века и самый трогательный жанровый лирик, крепостной-академик и художник-кондитер. Живописец Василий Тропинин был крепостным крестьянином графа И.И. Моркова. С детства будущий художник много рисовал, а его рисунки забавляли дворовых детей, хотя в ту пору к его увлечению никто не относился серьезно. В 1790-х годах граф Морков отправляет его в СПб учиться кондитерскому делу, что не мешало будущему художнику в свободное от занятий время посещать Императорскую Академию художеств.

Оставаясь невероятно упрямым в своей страсти к рисованию, Василий продолжает «нелегально» заниматься в бесплатных рисовальных классах, где он изучает анатомию и копирует гравюры. Уже в 1799 году он был определен Морковым в «посторонние ученики» АХ (занимался у Г.И. Угрюмова и С.С. Щукина). В 1804 году на ученической выставке был замечен президентом А.С. Строгановым и императрицей. В том же году был отозван Морковым в имение Кукавку Подольской губ., где он продолжает выполнять обязанности слуги и лишь в 1823 году, уже будучи знаменитым художником, в 47 лет получает личную свободу. В том же году избирается академиком. Портреты у Тропинина заказывали московские дворяне и купцы, его картины покупали коллекционеры и антиквары. Василий Андреевич создал около 3000 портретов современников.

В собрание музея в 1930 году из ГРМ поступает «Портрет Елены Дмитриевны Щепкиной». Справа внизу холста надпись: «В. Тропинин. 1826». Рисунок к портрету находится в музее-квартире В.А. Тропинина (Москва). Елена Дмитриевна (1789 – 1859) – жена знаменитого русского актера Малого театра Михаила Семеновича Щепкина (1788 – 1863). М.С. Щепкин много путешествовал по России, и его наблюдения окружающей действительности послужили сюжетом для сочинений многих русских писателей.


Портрет Елены Дмитриевны Щепкиной. 1826. Холст, масло. Псковский музей-заповедник

Судьба женщины, изображенной на портрете, удивительна, и достойна не только кисти художника, но и целого романа. В современных реалиях это могло бы вылиться в драматический сериал со счастливым концом. Свободная, красивая девушка вышла замуж за крепостного человека. И стала полной собствен­ностью барина. Но захватывающие моменты ее биографии начались уже с раннего детства. Е.Д. Щепкина – по легенде дочь турецкого паши, была найдена под Анапой на поле боя.

В 1791 году во время Турецкой войны среди дымящихся развалин крепости Анапы русские солдаты услышали детский плач. Приглядевшись, в дыму еще не отгремевшего боя они заметили девочку примерно двух лет. Она копошилась среди мертвых тел, кого-то звала и снова начинала надрывно плакать. Солдаты решили пристроить ее в ближайшей деревне. Однако прежде показали находку своему офицеру. Ребенка спасли от гибели, и девочка стала жить на положении воспитанницы у разных благотворителей, передаваясь из одной дворянской семьи в другую. Бытовала легенда, что спустя много лет, семья турецкого паши, приехавшая в Петербург, разыскивает дочь, пропавшую у них при взятии Анапы. Многие полагали, что Елена Дмитриевна и есть тот потерявшийся много лет назад ребенок. Но, вышедшая замуж в 1812 году (за известного драматического актера М.С. Щепкина, бывшего в это время на положении крепостного) и обожавшая своего супруга Елена, решила оставить все как есть и не встречалась с турецкой семьей.

Когда был написан портрет, Елена Дмитриевна уже много лет жила в браке с великим актером, одним из самых замечательных людей той эпохи. Несмотря на все трудности жизни, домашнюю неустроенность, постоянные денежные нехватки, преодоление немалых испытаний дом, стараниями Елены был укрыт от житейских бурь и на протяжении долгих лет оставался надежным убежищем, возведенном ее терпением, умом, добротой и женской мудростью. Из Елены Дмитриевны получилась хорошая экономка и хозяйка, которая многое умела делать собственными руками. Ее жизненный опыт сослужил ей добрую службу: она привыкла довольствоваться для себя малым и истинное удовольствие находила в мире своего дома и семьи.


ЖЕНА АКТЕРА ЩЕПКИНА

Я люблю тебя, без ума люблю!

О тебе одной думы думаю,

При тебе одной сердце чувствую,

Моя милая, моя душечка.

Ты взгляни, молю, на тоску мою

И улыбкою, взглядом ласковым

Успокой меня, беспокойного,

Осчастливь меня, несчастливого...

Д.Давыдов


Щепкин очень любил свою дорогую супругу, и даже в письмах к жене пользовался особым «любовным шифром», обращаясь к ней «Друг мой Алеша...». После более чем десятилетних странствий в 1823 году, семейство Щепкиных осело в Москве. Михаил Семенович блистательно здесь дебютировал и скоро занял место ведущего актера. Слава его, великолепного мастера сцены, из года в год поднималась все выше и выше.

В Щепкиной сразу был виден Восток: оливковый цвет лица, смоляные волосы и глаза – очи, словно с персидских миниатюр. Лицо Щепкиной выдавало «тончайшие качества душевные». И роза в черных кудрях так нежна и свежа, будто срезана только что в ее московском палисаднике, подчеркивала тонкий лиризм ее мироощущения. Выразительными линиями, уверенной работой с цветом и светом художнику удается мастерски передать естественную грацию героини, ее прямодушие и спокойствие. Глядя на этот портрет, невольно соглашаешься со словами «красавицы не умирают», они остаются в произведениях великих музыкантов, поэтов и художников.

Целая серия картин художника посвящена именно детским портретам. Василий Андреевич очень любил детей, умел отразить чувствительную детскую душу. В них он видел чистых душою, мечтательных людей, убедительно передавая трогательную невинность юности.

В собрания музея есть один детский портрет – «Юный художник (Портрет сына)» 1820-е. В 1921 году он поступил из собрания Г. И. Тарасова (Псков), ранее произведение находилось в собрании вдовы сенатора Е.Б. Зубовой (Псков). Незаконченный вариант портрета хранится в ГРМ.


Юный художник (Портрет сына)
. 1820-е. Холст, масло. Псковский музей-заповедник

Мальчик, совершающий первые шаги в любимом ремесле, изображен в костюме привычном для художников той поры – светлая рубаха свободного покроя, под воротом повязано кашне темного шелка. Весь образ пронизан ореолом творчества и романтизма.

Юный художник, запечатлённый в момент рисования, старается подметить любую ускользающую от его взора деталь. Возможно, столь пристальным и внимательным взглядом он смотрит на позирующую ему модель или натуру. Мягкое освещение оттеняет чистые и невинные черты юного лица, а свежий румянец выказывает волнение начинающего художника.

Игра света и тени, полутона, мастерски найденный свет, удачно падающий на лицо ребенка, преобладание золотистых оттенков, подчеркивающих прозрачную и мерцающую фактуру, все эти находки художника придают живое обаяние изображенному герою.