«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

​К 560-летию храма Козьмы и Дамиана с Примостья

25.01.2023

В 2023 году исполняется 560 лет существования псковского храма Козьмы и Дамиана с Примостья. Храм, стоящий у Троицкого моста, настолько важен в городской застройке Пскова, что его знают жители любого района. Церковь была закрыта в 1930-е годы. В Псковском музее-заповеднике хранится несколько предметов из этого храма, поступивших, судя по записям в документах, 1 июня 1935 года.

Серебряный дискос из церкви Козьмы и Дамиана с Примостья датируется самым началом XVIII века. Дискос – один из священных сосудов, который употребляется в церкви при совершении таинства причастия. Сообразно величию таинства священные сосуды стараются делать из драгоценных металлов. А украшения этих блюд раскрывают смысл священнодействия и дают пищу для размышлений. На этом дискосе изображено Распятие, а по краю расположена надпись: «Жизнь и воскресение людем Твоим есть, крест твой Господи». Это часть текста молитвы пасхальной недели, посвященной радостному событию, которое последовало за Распятием и смертью – Воскрешению Христа. Христос умер на кресте, чтобы воскреснуть, чтобы своей смертью победить Смерть, сломать врата ада и открыть людям путь в Царствие Небесное.

За крестом изображена городская стена с башнями и воротами и постройки города – это Иерусалим. Христос был распят вне городских стен. Но изображение этих построек символизирует масштаб события, которое выходит за пределы одного города, и имеет не конкретно-исторический, а вселенский характер. Под крестом – небольшой холм и череп. Это «глава Адамлева», который, по преданию, был похоронен на Голгофе. Кровь Христа омыла кости Адама и сняла с него первородный грех познания зла.

Над крестом справа и слева за грядой облаков гравированы солнце и луна. Эти изображения напоминают евангельский рассказ о космическом событии, бывшем во время распятия – тьме, разразившейся с шестого до девятого часа. Слева от Креста стоит скорбящая Богоматерь, и ангел, который собирает кровь из раны в боку Христа в сосуд. Справа – Мария Магдалина обнимает подножие Креста рукой, и самый молодой ученик Христа, Апостол Иоанн Богослов с мольбой смотрит на Крест.

Вся композиция напоминает гравюру. Скорее всего одна из множества привозимых в Россию в это время западноевропейских гравюр и послужила для художника образцом при создании дискоса. Об этом говорят многие детали изображения: поза и жест Богородицы, фигуры ангела с чашей и Марии Магдалины, которые не изображались в русской иконе, но были приняты в итальянской, а за ней во всей европейской живописи. Нимбы нарисованы в виде овалов высоко над головами святых. Фигура распятого Христа на русских иконах почти бесплотна, и его раскинутые руки словно бы обнимают все человечество, призывая к себе. Здесь же на дискосе художник хочет изобразить страдающее тело Богочеловека. Вослед западной иконографической традиции псковский серебряник показывает физические страдания Христа, его провисшее под собственно тяжестью тело.

Дискос из церкви Козьмы и Дамиана с Примостья – памятник искусства петровского времени. Но Псков – город, который активно торговал с европейскими странами еще во время средневековья, задолго до реформ Петра I был знаком с искусством западных стран и служил для России проводником многих художественных новшеств. Поэтому не удивительно встретить здесь серебряников, знакомых с европейской гравюрой.