«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Открытие выставки «ПО/ГРАНИ/ЧНИКИ»

30.08.2021

30 августа во Дворе Постникова прошло открытие выставки «По/грани/чники», которую представило Псковское региональное общественное движение «ПсковАРТ». Долгожданная выставка обернулась роскошным зрелищем в двух цокольных залах Постниковых палат. Вольно или невольно, устроители, экспонируя несколько десятков беспредметных и полубеспредметных холстов и объектов, избрали достаточно увлекательную драматургию.

Спустившись по экстремально крутой лестнице 17 века вниз, зритель оказывается в первом (по правую руку) зале и… сразу же «попадает в полон» огромных геометрических композиций Эдуарда Шарипова, творчество которого представлено в левой половине помещения.

Э. Шарипов «Сроки». 2011 г.

Геометрия этих работ – особого рода – и ошеломленный зритель не сразу сможет освободиться от мощной энергетики цвета и форм, излучаемой трапециями, прямоугольниками и квадратами Э. Шарипова («Сроки», «Мертвый сезон», «Мембрана»).


Э. Шарипов «Смотрящий». 2010 г.

Другая группа работ этого автора навеяна образами псковского средневековья и выделяется одухотворенной красотой живописной поверхности («Проявление», «Данность», «Смотрящий»).


А. Жбанов. «Борьба вирусов со знаками зодиака». 2020 г.

Суровому лаконизму живописи Э. Шарипова, отсылающей зрителя к загадочной древней символике и архаичным верованиям, противостоит живопись Анатолия Жбанова, разместившаяся в правой части этого зала. Несмотря на часто повторяющееся в названиях его работ слова «вирус» («Борьба вирусов со знаками зодиака», «Вирус в маске», «Вирус вечности» и др.) его произведения свидетельствуют о завидном жизнелюбии и простодушной искренности в желании создать на холсте такие живописные поверхности, которые, по его словам, можно было бы «рассматривать и любоваться». И нужно признаться, что это ему удается.


А. Жбанов. «Большая стирка». 2017 г.

Во многих случаях, отдаваясь на волю подсознания, он поощряет свободное излияние того или иного красочного пигмента по холсту, с которым позднее вступает в увлекательный диалог.
В многокрасочном изобразительном ряду Анатолия Жбанова выделяются три небольших черных холста квадратной формы, где, сопоставляя разные фактуры (гладкую и зернистую), художник создает изысканное пространство, выходящее за рамки простой пейзажности.

Пройдя через «чистилище» сурового искусства Эдуарда Шарипова и осознав свое несовершенство, а затем немного ободренный излияниями жизнелюбия Анатолия Жбанова, зритель попадает во второй зал. Здесь, в живописи Николая Москалева и объектах Виктора Тимофеева, открывается иной взгляд на мир – более мягкий и созерцательный.

В. Тимофеев. «Лентамазойд». 2020 г.

Объекты Виктора Тимофеева выполнены с использованием самых разных материалов, но основным неизменно остается металл. Блестящие поверхности металлических пластин, лент, дисков и других всякого рода причудливых металлических форм, отражают блики света и, будучи неподвижными, словно бы наполняются жизнью. Интересны пространственные решения многих объектов с использованием сквозных отверстий и выпуклостей

В. Тимофеев. Диптих «Ангел парящий» и «Ангел молящий». 2015 г.

В полированных пластинах, как в зеркалах, зритель видит и собственное отражение, как бы сливаясь с объектом (диптих «Ангел парящий» и «Ангел молящий»). Возникающие звуковые ассоциации усиливают настроение приподнятости («Музыка металла» и др).


Н. Москалев. «Уходящая эпоха»». 1990 г.

Николай Москалев, известный псковичам как куратор многих выставок, выступает здесь как один из «пограничников». Как и другие авторы, он представил работы разных, в том числе и прошлых лет, причем некоторые из них и сегодня звучат весьма актуально. Таков, например, небольшой холст «Уходящая эпоха». Может показаться на первый взгляд, что сероватые блеклые субстанции размещены на темно-красном фоне произвольно. Однако, присмотревшись (что всегда необходимо в общении с абстрактным искусством), зритель увидит, что композиция и пластика форм замечательно точны и что художник ассоциативно, но достаточно зримо передал «утекание» времени и – беспомощность сознающего это человека. Думается, что передать все это в формах реалистического искусства вот так убедительно и одномоментно было бы невозможно.


В прекрасно изданном иллюстрированном буклете выставки, изданном ко дню вернисажа усилиями авторов с послесловием писателя, кандидата филологических наук Александра Донецкого, Николай Москалев написал: «Абстракция – это диалог художника со временем, пространством и Вселенной».

Думается, что четыре псковских «пограничника», используя именно этот современный метод художественного осмысления мира, достойно держат оборону культурной чести славного древнего города на перекрестке времен и на пересечении Восточной и Западной культур.

Автор статьи - старший научный сотрудник художественного отдела Псковского музея-заповедника Салтан Н.И.

Фоторепортаж с открытия выставки:

Выставка работает во Дворе Постникова, по адресу: ул. Олега Кошевого, 2.

Стоимость билетов: 150 руб. - взрослый, 100 руб. - льготный билет.
Дети до 16 лет бесплатно.

Ждем всех желающих!