«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Памяти Саввы Васильевича Ямщикова

19.07.2024

Сегодня исполняется 15 лет, как не стало «совести русской реставрации» – Савелия Васильевича Ямщикова (1938-2009), реставратора, искусствоведа и публициста. Сегодня вся Россия вспоминает высокого профессионала и непримиримого защитника русской культуры Савву Ямщикова и его наследие.

Отличаясь прямотой и честностью, он твердо отстаивал свои позиции в деле сохранения древних русских памятников и популяризации отечественного культурного наследия. Москвич по месту рождения, большую часть своей жизни Савва Ямщиков провел в русской провинции, реставрируя произведения иконописи и изучая музейные фонды. Результатом его многолетнего труда стала реставрационная «Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР». Савва Васильевич говорил, что за долгие годы работы «держал каждую икону в своих руках», по материалам исследований писал научные труды, издавал альбомы и каталоги о русском искусстве.

Тонко ощущая русскую культуру и беззаветно ее любя, Савва Васильевич особенно выделял Псков, с которым, по его собственным словам, ощущал глубокое духовное родство. Ямщиков застал Псков в период «Ренессанса», времени, когда город, разрушенный войной, восстанавливался силами выдающихся архитекторов и реставраторов Ю.П. Спегальского, В.П. Смирнова, Б.С. Скобельцына, М. И. Семенова.

Масштабные работы проводились не только в Пскове, но и в Псково-Печерском монастыре, где Савва Васильевич познакомился и сблизился с наместником монастыря, выдающимся деятелем Русской православной церкви середины ХХ столетия, художником, реставратором, иконописцем, собирателем произведений искусства архимандритом Алипием (Вороновым) (1914-1975).

Савва Ямщиков «О древнем Пскове»:

«Нередко я задаю себе вопрос, почему именно Псков влечет меня к себе с особой силой. Ведь другие древнерусские города тоже богаты чудесными памятниками, и талант их создателей не уступает умению псковских мастеров. И все-таки Псков привлекает к себе больше. Многолетнее знакомство с городом дало единственно правильный, как мне кажется, ответ: причина привлекательности Пскова кроется в неповторимом укладе здешней жизни. Древние памятники Пскова органично вплетаются в канву повседневного быта, без них нельзя представить современный город. В Пскове живется и дышится легко. Псковская старина - ненавязчивая, неброская, однако вселяющая душевное спокойствие и навсегда запоминающаяся. Постепенно появляются в городе любимые места, ансамбли и отдельные памятники.

Древний Псков в том виде, как он предстает перед современным зрителем, отличается прежде всего эпической величавостью и монументальным строем внешних форм. Старые постройки связаны между собой чисто псковской спецификой архитектуры. Они дополняют друг Друга. Каждой из них, подобно инструментам в большом оркестре, время отвело свою партию, всегда значительную, которую не выбросишь из партитуры.

Любое средневековое здание, будь то церковь, жилой дом, крепостная башня или звонница, доведено до максимальной законченности, индивидуально решено древними зодчими. От стен псковских сооружений исходит могучая сила, и нет сомнения, что возводили здешние дома и храмы мастера, хорошо знакомые с основами архитектурного творчества».

В выпуске «Вести.Москва» от 19.07.2024 также рассказали о жизни и деятельности Саввы Ямщикова. Часть съемок выпуска проходила в Псковском музее с участием генерального директора Светланы Мельниковой и реставратора Натальи Ткачевой. Смотрите выпуск здесь: https://smotrim.ru/brand/5403