Прекрасные дамы Псковского музея. Л.Х. Дроботова
В экспозиции Картинной галереи Псковского музея всегда привлекал внимание посетителей и ценителей прекрасного необыкновенно эффектный портрет Лидии Дроботовой работы художника Савелия Сорина. Он был написан в 1915 г. пастелью и графитным карандашом актрисы. Иногда его еще называют «Девушка с родинкой».
Портрет актрисы Л.Х. Дроботовой («Девушка с родинкой»), 1915 г. Бумага, пастель, графитный карандаш.
Это не окончательный вариант портрета, а последний подготовительный лист. Местонахождение которого окончательного варианта до сих пор неизвестно. Лицо актрисы уже полностью готово, его озаряет легкая ироничная усмешка, сквозь которую проглядывает беззащитность и ранимость ее души. Но если внимательно вглядеться, то можно увидеть, что на шее модели вырезан прямоугольник бумаги и вместо него вклеен другой. Что-то художника не устроило, и он попытался исправить. Говорят, что на окончательном варианте портрета на шее актрисы кокетливо повязана изящная узкая черная ленточка с бантиком.
Лидия Харлампиевна Дроботова (в замужестве Пумпянская, 1893–1952) была дочерью священника Харлампия Давидовича Дроботова и Любови Викторовны Дроботовой. Ее дед по матери – отец известного русского писателя Игнатия Николаевича Потапенко. Родилась Лидия Харлампиевна в станице Митякинской области войска Донского. Приехав в Петербург, Дроботова жила у И.Н. Потапенко, ставшего крестным отцом ее сына. Окончила театральное училище. Училась актерскому мастерству у М.Г. Савиной. На сцене выступала с 1912 г.
Портрет актрисы Л.Х. Дроботовой («Девушка с родинкой»), 1915 г. Бумага, пастель, графитный карандаш.
Она входила в круг постоянных посетителей литературно-артистического кабаре «Бродячая собака». По словам ее дочери Татьяны Яницкой, Лидия Дроботова, Ольга Глебова-Судейкина и Анна Ахматова составляли своеобразный дружеский треугольник. В 1915 г. вышла замуж за экономиста Л. Пумпянского. В 1918 г. играла в Театре экспериментальных постановок Сергея Радлова. В ноябре 1922 г. была выслана с мужем из Советской России. Проживала в Берлине, затем в Париже. С 1926 г. – в Таллинне (Эстония).
В 1932–1934 гг. была председателем Общества помощи бедным при Александро-Невском соборе. С 1937 г. проживала в Силламяэ. С лета 1941 г. находилась в советском тылу. Была бригадиром артели по производству кукол в Ташкенте. Вернулась в ЭССР.
Портрет поступил в Псковский музей из музея Академии художеств в 1919 г.
Художник Сорин родился в городе Полоцке Витебской губернии. В 1896–1899 гг. учился у К.К. Костанди в Одесской художественной школе. С 1899 г. занимался в Высшем училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ у И.И. Творожникова и В.Е. Савинского, затем в мастерской И.Е. Репина. В 1907 г. за картину «Вдохновенная минута» был выпущен из Академии со званием художника и правом пенсионерской поездки за границу, побывав в 1908 г. в Голландии и Франции.
В 1911 г. работы Сорина экспонировались на Всемирной выставке в Турине, Италия. В 1913, 1915 и 1917 гг. художник принял участие в выставках объединения «Мир искусства» в Петербурге, в конце 1917 г. – в выставке Нового общества художников в Петрограде. Также экспонировался на выставках ТПХВ.
Сорин С.А., 1920-е гг.
Весной 1920 г. уехал в Париж, где быстро получил известность в европейских художественных кругах. В 1922–1923 гг. Сорин выставлял свои работы на Осеннем салоне, в 1926–1930 гг. – на салоне Тюильри. В 1920–1930 гг. провел ряд персональных выставок в галереях Парижа и Лондона. Во время Второй мировой войны поселился в США. Умер 22 ноября 1953 г. в Нью-Йорке.
Работы этого замечательного художника находятся в коллекциях крупнейших музеев мира, в том числе в Люксембургском музее в Париже, Бруклинском музее в Нью-Йорке, Государственной Третьяковской галерее, а также в частных собраниях.
Академик Игорь Эммануилович Грабарь писал в 1920-е гг. о Сорине: «Все выставки гоняются за его последними вещами, самые видные женщины Англии и Америки непременно хотят иметь соринский портрет... Сорин в моде, Сорин в цене...»
Портрет Л.Х. Дроботовой из собрания Псковского музея без сомнения можно назвать одним из самых выдающихся в творчестве мастера.
Автор статьи: старший научный сотрудник художественного отдела Проценко М.В.