«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Псковский музей принимает участие в выставке «ЧЕТЫРЕ ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА»

06.06.2019

Старший научный сотрудник художественного отдела музея Наталья Ивановна Салтан примет участие в выставке в Доме ремесел, открытие которой состоится сегодня в 17.00.Устроители посвятят выставку бывшей сотруднице художественного отдела Псковского музея И.А.....

Существует мнение, что художественная культура Нового времени неоднородна и включает в себя разные уровни. Первый из них - НАРОДНОЕ ИСКУССТВО - своего рода фундамент «здания культуры». Это анонимное коллективное творчество, сохраняющее и передающее из недр генной памяти некий «код жизни». Основанное на вариативном повторении древних прообразов, народное искусство несёт идею цельности мира, свойственную синкретическому сознанию, и содержит в себе огромную духовную мощь.

Другой уровень – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - «верхний», можно сравнить с крышей «здания». Это творчество индивидуумов, однако связь их с народным искусством несомненна. Как заявил великий русский композитор Ф.И. Глинка: «Создаём не мы, создаёт народ. Мы только записываем и аранжируем».

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО на выставке «Четыре грани творчества» представлено творчеством Василия Дмитриева (1929-1996), крестьянина из деревни Татищево. В свободное время он в качестве забавы вырубал из дерева птиц, котов, слонов, собак и других «братьев наших меньших». Работы Дмитриева, особенно ранние, отличает некая особенность формы, присущая архаическому искусству и получившая в искусствоведении название «закрытой». Она содержит в себе поистине первобытную энергетику. Монументальность некоторых его ранних работ сравнима (страшно сказать!) с великими мировыми артефактами - например, с египетским сфинксами и пирамидами...Однако, со временем его творчество развивается в ином направлении, приближаясь к другому уровню. Звери и птицы приобретают антропоморфные черты – не столько вследствие изменения самой формы, сколько за счет соединения дерева с другими «подручными» материалами. Эта своего рода прослойка между народным и профессиональным творчеством получила название НАИВНОЕ ИСКУССТВО.

НАИВНОЕ ИСКУССТВО в его «чистом» виде на выставке представляют деревянные скульптуры Мартина Коппаса (1908-1996), долгие годы работавшего дорожным инженером в Плюсском районе Псковской области. Импульсом к творчеству была не столько необходимость заполнения досуга, сколько ностальгия по родной Эстонии. Отсюда частое обращение к сюжетам из народного эпоса и произведений эстонских писателей - А. Таммсааре, О. Лутса, Ю. Лиива. В творчестве М. Коппаса преобладает иллюстративно-повествовательное начало. Раскрашенные фигурки его «живых картинок» обычно даны в специально созданной пространственной среде, имитирующей хутор, опушку леса или крестьянский дом. Герои этих маленьких сценок ярко национальны и отмечены специфическими для наивного искусства чертами: архаика упрощенных форм, неожиданные сдвиги пропорций, простодушная прямолинейность. В пластических характеристиках «типичных представителей», погруженных в мир мелких суетных страстей, подчас заметны ирония и нотки назидательности. Момент бессознательности, присущий творчеству В. Дмитриева, уступает здесь место определенности намерений художника. Осуществлению их препятствует лишь некоторое техническое «косноязычие», что, впрочем, придаёт его работам трогательную непосредственность.

Разновидностью непрофессионального искусства является ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО, к которому можно отнести «деревянных человечков» Натальи Салтан (р.1946). Здесь, так же, как у М. Коппаса, наблюдается заметная скованность обращения с деревом и попытки преодолеть «сопротивление материала». Однако в данном случае отсутствие профессионального навыка обращения с деревом совпадает с сознательным тайным желанием автора (искусствоведа, собиравшего работы вышеназванных авторов) попытаться «влезть в шкуру» наивного художника...Это в конечном итоге оказалось невозможным, но сам процесс стал для автора-любителя очень увлекательным.

Четвертый уровень, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, представляют произведения Павла Егупца (р.1942) Его деревянные скульптуры, а также ковши, ларцы, шкатулки и солонки разных лет - плод природной одаренности, помноженной на высокий профессионализм и многолетний опыт общения с любимым материалом. Присущее Павлу Порфирьевичу безупречное чувство формы, органично вырастающей из самой плоти дерева, позволяет считать его прямым продолжателем древнего искусства народных мастеров. Великолепен представленный на выставке огромный, вырезанный из цельного куска осины ковш «Тройка» (собрание Псковского музея-заповедника), чьи могучие формы вызывают разнообразные природные ассоциации: ладья, рассекающая волны, тройка удалых коней, мчащихся сквозь ветер... Особое место на выставке занимает круглая скульптура Павла Егупца. Автору нет необходимости раскрашивать свои работы как делают некоторые авторы, желающие скрыть погрешности обработки формы. Он оставляет открытой первозданную красоту дерева, а следы движения его резца (всегда осмысленные и точные) не только моделируют форму, но сами по себе становятся важным элементом его эстетики. Изображения старцев, отшельников, отцов церкви – молчаливых, сосредоточенных, погруженных в себя - зримые воплощения «внутреннего человека».

Выставка «Четыре грани творчества» организована совместными усилиями Дома ремёсел Псковского областного комитета по культуре и Псковского государственного музея-заповедника. Вошедшие в ее состав деревянные скульптуры Василия Дмитриева и Мартина Коппаса из фондов музея когда-то вместе с работами замечательных живописцев, истинно народных художников Псковской земли, составляли «Галерею наивного искусства». К огромному сожалению, псковичи и гости нашего города ныне лишены возможности прикоснуться к этой важнейшей части нашего культурного наследия.


Старший научный сотрудник художественного отдела музея Н. Салтан