«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Рубрика «Музейные тайны». Судьба одной картины

20.10.2020

Среди шедевров Псковской картинной галереи есть один, совершенно особенный – «Купание ребенка» (1916 г.) кисти Марка Шагала (1887 - 1985).



«Купание ребенка» (1916 г.)

В центре картины, написанной маслом на небольшом прямоугольнике картона - детская ванночка с младенцем. Тесная маленькая комнатка со вздыбленным полом и покосившейся дверью словно бы деформирована натиском извне – жизненных бурь, окружающих бедное жилище счастливой молодой семьи.

Как в большинстве работ Шагала, здесь все автобиографично: изображены новорожденная дочь Ида, он сам и его прекрасная муза Белла. Их свадьба состоялась в Витебске годом раньше – летом 1915.


Марк Шагал рисует Беллу

Это, на первый взгляд, скромное произведение молодого Шагала неизменно привлекает не только посетителей, но и все музейное сообщество: «Купание ребенка» – рекордсмен по количеству приглашений участвовать на российских и зарубежных выставках. Только в последние годы работа вывозилась, помимо российских музеев, в Бразилию, на Сицилию, а также на XV международный фестиваль искусств «Славянский базар», проходивший на родине художника – в Витебске. Причина такого «спроса» - не только всемирная известность автора, но и та особая достоверность мыслей и чувств, выраженных ни с чем не сравнимым образным языком, присущим только ему.

Сын витебского торговца селедкой родился, как говорится, с кистью в руке, причем его появление на свет сопровождалось событием поистине экстремальным – пожаром в еврейском квартале, из-за которого пришлось роженицу выносить из дома. Становление художника было стремительным: рисовальная школа Общества поощрения художеств в Петербурге; частная студия, в которой преподавали замечательные мастера Л. Бакст и М. Добужинский. Позднее, в течение нескольких лет, благодаря меценату – счастливое пребывание в Париже, где он обрел окончательную творческую свободу.

Датировка нашей картины – 1916 - год рождения дочери Иды – не вызывает сомнений. На обороте сохранилась наклейка Художественного бюро Н.Е. Добычиной. Находившийся на углу Марсова поля и Мойки, этот первый в Петербурге прогрессивный художественный салон привлекал публику литературными и музыкальными вечерами, спектаклями и художественными выставками, в которых участвовали наиболее яркие и талантливые молодые авторы, в числе которых был и Марк Шагал. Однако, после семи лет успешной работы, в 1919 г., Бюро перестало существовать. Получается, что «Купание ребенка» могло выставляться у Н.Е. Добычиной между 1916 и 1919 годами. В научном каталоге музея поступление «Купания ребенка» в фонды обозначено так: «От автора через художественное бюро Н.Е. Добычиной».

Между тем, в кратком Каталоге памятной «Выставки картин русских художников», состоявшейся в Пскове-Порхове весной 1920 г. совместными усилиями псковских и петроградских художников, среди перечисленных работ Шагала значится «Семья». В этом же перечне присутствует также работа «Любовники черные». Нам известно, что рисунок тушью того же названия, звучащего теперь несколько иначе – «Черные любовники» – была приобретена с упомянутой выставки 1920 года в Порховский музей, а в 1925 г. поступила в фонды Псковского музея. Логично предположить, что «Семья» и «Купание ребенка» – это одна и та же работа.

Дальнейшая судьба псковских работ М.З. Шагала такова: во время Великой Отечественной войны они оказались в составе похищенных немцами ценностей и только в 1948 году были возвращены и доставлены в Псковский музей (456 предметов в девяти ящиках) из Отдела реституции Берлина.


Елена Ивановна Скобельцына

В силу разных обстоятельств «Купание ребенка» заняло почетное место в экспозиции Псковской картинной галереи только с конца 1960-х годов стараниями тогдашней заведующей галереи Елены Ивановны Скобельцыной. Член партии, участница Великой отечественной войны, выпускница кафедры истории искусства МГУ, она пользовалась заслуженным авторитетом и убедила вышестоящее начальство и «директивные органы» в праве включения в экспозицию работы авангардиста, да к тому же еще и «эмигранта», работы которого волею обстоятельств оказались в псковском собрании.

Автор статьи: старший научный сотрудник Художественного отдела Н.И. Салтан.