В Псковском музее впервые представлены уникальные портреты XVIII–XX веков
Сегодня, 20 декабря 2024 года, в главном здании Псковского музея-заповедника состоялось торжественное открытие выставки портретов из собрания Псковского музея «Не говори с тоской: их нет; но с благодарностию: были». В выставочном пространстве представлены более ста произведений XVIII–XX веков, значительная часть из которых экспонируется впервые.
Одной из ключевых особенностей выставки является значительное количество семейных и детских портретов. Это неслучайно, так как выставка открывается в 2024 году, объявленным Годом семьи и семейных ценностей.
Самая ранняя работа, представленная в выставочном пространстве, – «Портрет молодого человека с мопсом» кисти голландского художника Адриана Фердула Младшего (конец XVII–начало XVIII века). Образ уверенного в себе человека с волевым, пытливым взглядом выдержан в духе раннего Просвещения.
– Для меня эта выставка имеет совершенно особенное значение, и для нашего музея она действительно судьбоносная. Дело в том, что эти портреты жили классической фондовой жизнью: они лежали на стеллажах, не были «одеты» в рамы и паспарту. Но сегодня они вновь ожили и предстали перед нами во всем великолепии. Я абсолютно убеждена, что история любой цивилизации, любой страны – это не просто даты, факты и события, это, прежде всего, люди. И в этом смысле можно сказать, что история – это галерея портретов людей, прошедших по земле, – отметила генеральный директор Псковского музея-заповедника Светлана Мельникова.
Со времени Петра I западное искусство стало одним из главных ориентиров для русской художественной школы, а портрет – ведущим жанром эпохи.Петр I приглашал в Россию иностранных живописцев, а также ввел моду на приобретение за рубежом работ художников-современников. Появляется термин «россика», обозначающий творчество иностранных художников в России.
Ярким примером этого направления является работа придворного живописца императрицы Елизаветы Петровны, итальянца Пьетро Ротари «Портрет графа П.С. Салтыкова» (1740-е годы), генерала-фельдмаршала, знатного вельможи елизаветинской эпохи. На портрете кисти первого русского живописца-портретиста «из немцев» Христинека Карла Людвига изображен барон Иван Юрьевич Фредерикс (1723–1779 годы), банкир братьев Орловых, а затем придворный банкир Екатерины II.
– Нашей задачей было достать из фондов графические и живописные произведения, которые до этого не видели посетители. Изначально наша выставка предполагалась как небольшая, практически камерная, но, благодаря поддержке администрации музея, она превратилась в достаточно крупную. Она занимает сразу три выставочных зала и охватывает период XVIII–XX веков. Большая часть произведений, представленных на нашей выставке, демонстрируются широкой публике впервые, – подчеркнула старший научный сотрудник художественного отдела Псковского музея-заповедника и куратор выставки Мария Проценко.
Во второй половине XVIII века портрет получает распространение в дворянской среде в провинции. В маленьких городах и усадьбах появляются многочисленные, нередко крепостные портретисты, чьи имена в основном скрыты под надписью «неизвестный художник». Среди них портреты императора Петра III, представителей столичной аристократии, например, графа Шувалова, светлейшего князя Потемкина, графа Заборовского, а также псковских дворян: барона Томаса Дица и Екатерины Брылкиной. Встречаются и редкие, единственные в своем роде изображения, например, «Портрет офицера в мундире Ораниенбаумского морского флота».
Кисти неизвестного автора принадлежит трогательный «Портрет мальчика» начала ХIХ века, на котором изображен ребенок с яблочком в руке, обладающий особым наивным очарованием. Образы детства первой половины XIX века продолжают портреты «Мальчика с письмом», на котором можно прочесть надпись по-французски: «Mon chere maman» («Моя дорогая мама») и «Мальчика с букварем», также созданные неизвестными мастерами.
Среди работ первой половины столетия можно отметить портрет одного из первых коллекционеров русской живописи А.Р. Томилова предположительно кисти крепостного художника В.Т. Зерцалова.Другое полотно – «Портрет артиста» (1817 год) кисти художника А.Г. Варнека представляет тип «халатного» портрета, зародившегося в эпоху просвещения и представляющего вниманию зрителя образ свободного, независимого человека.
К этому же времени относятся акварельные портреты трех сестер, урожденных Васильчиковых, написанные художниками П.Ф. Соколовым и Е.Ф. Крендовским. Портреты поступили в музей из собрания Строгановых (имение Волышово). С Псковской землей также связаны портрет А.Н. Яхонтовой кисти неизвестного художника (середина XIX века) и семейный портрет, предположительно, представителей псковского дворянского рода Яхонтовых, созданный художником Александром Робертом (1850 год).
Вторую половину XIX века представляет галерея портретов значимых людей, написанных именитыми художниками: «Портрет П.П. Мельникова» (1869 год) кисти В.С. Зарянко, «Портрет герцога Г.Г. Мекленбург-Стрелицкого» (1876 год) И.Н. Крамского, «Портрет великого князя Владимира Александровича» (1890-е годы) художника К.Е. Маковского и «Портрет графини Е.А. Строгановой» (1883 год) А.П. Соколова. Исторический интерес представляет «Портрет крестьянина Осипа Ивановича Комиссарова-Костромского» (середина XIX века), спасшего императора Александра II от покушения террориста.
На рубеже XIX–XX веков в искусстве начался поиск новых способов художественной выразительности. В это время были созданы выразительные образы, воплотившие свое время. Среди них можно назвать «Портрет Марии Дмитриевны Михайловой» (1894 год) кисти К.А. Сомова, «Портрет В.А.К.» (1912 год) художника М.М. Зайцева и работу А.И. Вахрамеева «Портрет Таты (Татьяны Трофимовой)» (1912 год).
Кисти художника А.М. Леонтовского принадлежит портрет семилетней княжны императорской крови Ксении Георгиевны, созданный в 1910 году. Характерным образом эпохи Серебряного века стал «Портрет поэта» кисти С.В. Малютина, созданный в 1910-е годы.
Послереволюционные годы и начало1930-х отличаются поиском новых форм в сочетании с новым идейным содержанием. Главными героями становятся представители простого народа, строители социализма. Эти образы нашли воплощение, к примеру, на полотне «Девушка в желтой кофте» из серии «Деревня «Наволок» (1925 год) кисти художника А.Н. Самохвалова.
Официальным направлением отечественного искусства в 1930-1950-х годах стал социалистический реализм, для которого характерны повествовательность и стремление к внешнему правдоподобию, что можно наблюдать, глядя на полотна «На экзамене по физике» (1952 год) Е.Л. Беркала и «Школьница» (1950-е годы) В.А. Рутштейна. В духе установок соцреализма решен и женский образ в работе П.И. Розина «Портрет чабана Уланкиной Татьяны» (1950-е годы).
«Суровый стиль» времени хрущевской оттепели отразился в работе художника А.С. Силина «Портрет Творогова Л.А.» (1966 год). Более раскрепощенно, ярко и образно в 1970-1980-е годы написаны картины псковских художников А.Д. Кириллова «Мамин снегирь», Э.М. Гинзбурга «Весеннее окно» и В.И. Маркова «Детский портрет». Контрастом официальному искусству может служить «Женский портрет», созданный в 1976 году художником-нонконформистом, представителем второй волны русского авангарда, гениальным мастером советского андеграунда А.Т. Зверевым.
Выставка будет работать с 21 декабря 2024 года до мая 2025 года в главном здании Псковского музея-заповедника (г. Псков, ул. Некрасова, 7).