«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Военная графика А.А. Блинкова из собрания Псковского музея-заповедника

09.05.2021

К 76-годовщине Великой Победы и к 110-летию художника А.А. Блинкова (1911 – 1995)

Серов Вл. А. «Портрет художника А.А. Блинкова». 1942 (ГРМ)

В собрании Псковского музея хранятся уникальные художественные документы – графика периода Великой Отечественной войны. Небольшие пожелтевшие листы, иногда с порывами по краям – хрупкие и одновременно бесценные свидетельства художников о происходящем. Выполненные авторами на месте событий карандашом, углем или тушью, эти работы сохраняют остроту пережитых впечатлений и в совокупности составляют подробную изобразительную хронику войны.

Непосредственно с натуры выполнены работы Александра Александровича Блинкова, советского художника-баталиста, педагога, автора диорам и панорам. В 1942 году А.А. Блинков был командирован во Вторую Ленинградскую партизанскую бригаду, действовавшую на оккупированной территории Ленинградской области. Перед художником была поставлена задача – оперативный сбор художественного материала в боевых условиях. Стремясь впитать все увиденное и пережитое, Блинков выходил на боевые задания, участвовал в засадах, в подрыве немецких эшелонов, в налетах на железной дороге. Основные наброски он делал на ходу, а по возвращении в лагерь дописывал и уточнял. Художник Партизанского края, А.А. Блинков создал целую серию произведений о новгородских и псковских партизанах.

Несколько графических работ находятся в собрании Псковского музея. С тонких листов небольшого формата смотрят на нас лица партизан, выведенные точной рукой художника-соратника. Среди них - портреты детей и подростков, полноценных членов партизанских отрядов. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысяч…

Простой карандаш запечатлевает образ юного подрывника Миши Кочетова с открытым и бесстрашным взглядом; отважный боец - в своем деле ему не было равных. Выбившийся из-под пилотки непослушный вихор прочитывается как изобразительная метафора непокорного и смелого характера юноши.

"Партизан Кочетов", 1942

Набросок сохраняет для нас образ отважного мальчика В. Нилова, одного из тех детей-солдат, которые в силу обстоятельств были вынуждены сражаться и гибнуть на войне наравне со взрослыми. Тверд и решителен взгляд ребенка, ростом своим немного превышающим крепко удерживаемую в руке винтовку.

"Партизан Кочетов", 1942

Образ старика «Дяди Вани» выполнен цветной акварелью: надежный помощник партизан, в ушанке, залатанном полушубке и лаптях смотрит на нас добродушным отеческим взглядом.

"Дядя Ваня", 1942

В фокусе зрения А.А. Блинкова не только портреты, бытовые сцены, военная техника, но и последствия прихода немецких солдат в деревни…

"Девочка у сожженной немцами деревни", 1942

Выразителен рисунок «Ребята - сироты»: жмется к сестре растерянный мальчик, которому предстоит не в срок повзрослеть, а сестра, уже осознавшая роль «старшей» в семье, серьезно-сосредоточенно вчитывается в книгу. Некоторые рисунки выполнены краской… для ресниц. Рисовать приходилось много: постепенно заканчивались краски, стачивались карандаши. В отсутствии материалов художнику удалось раздобыть у девчат тушь для ресниц. Разбавляя ее водой, точными движениями кисти, автор добивается убедительной передачи своих натурных впечатлений.

"Ребята - сироты", 1942

После войны А.А. Блинков сотрудничал с военно-историческими музеями Ленинграда, принимал участие в создании музейных панорам и диорам: «Оборона Петрограда», «Штурм Зимнего дворца», «Сталинградская битва» и других. Более тридцати лет преподавал в Высшем художественно-промышленном училище им. В. Мухиной, был постоянным участником художественных выставок. И все же главное место в художественном наследии А.А. Блинкова занимает тема Великой Отечественной войны, прежде всего – партизанская.

Основная часть сохранившихся работ военного времени попала в Музей обороны Ленинграда. Когда его расформировали, некоторые экспонаты передали в Псковский музей, в том числе, и работы А.А. Блинкова. За каждым карандашным наброском, портретом или акварельным этюдом художника - судьба целого поколения, художественная летопись событий той далекой войны.