Наталья Игоревна Нестерова

К 80-летию со дня рождения Натальи Игоревны Нестеровой

Песчаный берег, решенный в тонких розовато-коричневых оттенках, шероховатый и как будто подвижный от фактурных следов кисти на густой красочной поверхности, и море, соприкасающееся на линии горизонта с подернутым облаками небом – в подобном (как на картине из Псковского собрания) пейзаже нередко существуют герои полотен всемирно известной художницы Натальи Игоревны Нестеровой.

Наталья Нестерова (1944-2022) – одна из наиболее заметных фигур в отечественной живописи последних десятилетий, яркая представительница поколения «семидесятников», Заслуженный художник РФ, академик РАХ. Своим первым и главным учителем Нестерова считала дедушку, художника Николая Ивановича, который учился еще у К. Коровина и Л. Пастернака. Наблюдение за процессом рисования дедушки, собственные творческие опыты с самых ранних лет, атмосфера безграничной любви в семье, литература и книги по искусству – все эти «компоненты», подкрепленные последующим обучением в МГХИ им. В. И. Сурикова в мастерской у A.M. Грицая и Д.Д. Жилинского, сформировали тот прочный фундамент, на котором довольно скоро сложился феномен Натальи Нестеровой. Уже в начале своего творческого пути она обретает собственный «голос» - манера художницы узнаваема и ни на кого не похожа. Вероятно, само время, часто обозначаемое как «эпоха застоя», требовало от подлинно творческих людей активного поиска образно-выразительных средств, способных выразить новый взгляд на окружающую действительность.

Картина «На пляже. Прибалтика» из Псковского собрания написана как раз в начале 70-х годов и раскрывает излюбленную на тот момент тему Натальи Нестеровой – отдых на курорте. Композиции Нестеровой часто вдохновлены простыми, вполне обыденными сюжетами, но мир на ее полотнах обладает своей неповторимой, загадочной атмосферой и является более сложносочиненным, чем это может показаться вначале.

Н.И. Нестерова «На пляже. Прибалтика». 1974 год. Псковский музей-заповедник

Вдоль нижнего края холста не спеша прогуливаются нарядно одетые отдыхающие. Долгожданный отпуск на морском побережье – казалось бы, все условия для счастья соблюдены. Однако ритм, образуемый фигурами на променаде, размерен до монотонности, кажется, запечатленный «кадр» может длиться целую вечность. Высокие каблуки и платье, мужские костюмы и шляпа – все эти приметы праздника, не создают, однако, радостного настроения, напротив, возникает чувство растерянности, и даже потерянности. Эмоции на лицах не считываются, взгляды изображенных устремлены вперед и одновременно – в никуда.

С острой наблюдательностью и иронией всматривается художница в окружающий мир, стремясь уловить «токи» времени. Экспрессивные мазки густо взятой на кисть краски сплавляются между собой на поверхности холста, «вылепливая», где это необходимо, желаемую форму. Быль или небыль, сон или явь? Стремление к тайне в творчестве Натальи Нестеровой вполне осознанно. Ее картины лишены прямой повествовательности, автор дает зрителю возможность додумать сюжет и даже образы персонажей (которые часто повернуты к зрителю спиной, как пловцы на псковской картине). Живопись Нестеровой, тяготеющая к гротеску, это приглашение к размышлению над сущностными вопросами, например, является ли внешнее оцепенение героев следствием внутренней пустоты, или напротив, следствием внешних условий, рождающих чувство неопределенности и утраты смыслов?

Н.В. Кушакова, старший научный сотрудник Художественного отдела