Верещагин Василий Васильевич

К 180-летию со дня рождения художника Василия Васильевича Верещагина 26 октября 1842 года

ВЕРЕЩАГИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1842 – 1904)


Василий Васильевич Верещагин

В собрании Псковского музея-заповедника хранится небольшая работа знаменитого русского художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина «Храм в Токио», которая была написана во время путешествия художника в Японию в 1903 году.

В.В. Верещагин – человек уникальной судьбы и выдающегося художественного дарования.

Родился он 26 октября 1842 г. в Череповце в семье, где было 11 детей. Обучался в Морском кадетском корпусе. Прослужив недолго в чине мичмана, вышел в отставку и поступил в Академию художеств Санкт-Петербурга, где учился с 1860 по 1863 годы

За эскиз «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом», выполненную сепией на большеформатном картоне, Василий Васильевич получил серебряную медаль. Несмотря, на положительный отзыв о работе и открывшиеся перспективы для дальнейшего образования, Верещагин неожиданно для всех сжег картон, посчитав изображение подражательным. Оставив Академию, он уехал в Париж, где продолжил художественное обучение.

В 1865 году возвращается на Родину и едет на Кавказ, в Тифлис. В Тифлисе художник преподавал рисование. Помимо преподавания Василий Васильевич не прерывал своей творческой деятельности, и с особым усердием писал картины.

После этого Василий Васильевич возвращается в Париж, где пробыл еще целый год. Вскоре Верещагин официально получит художественное образование.

В 1867 году командующий русской армией в Средней Азии, К.П. Кауфман, приглашает художника на службу. Он должен был нести службу при Кауфмане в чине прапорщика русской армии. В 1868 г. Верещагин принимал участие в защите Самарканда, при его осаде.

За оборону Самаркандской крепости Верещагин был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени, который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды.

В 1869 году Верещагин устраивает «туркестанскую выставку», на которой показывает свои работы, написанные за время пребывания в Средней Азии. Большинство работ были выполнены в этюдной манере. Благодаря картинам Верещагина посетители увидели неизвестную им Среднюю Азию: невольничий рынок, нищих опиумоедов и женщин, с головы до ног укрытых одеяниями.

В последующие годы он живет в Европе, где работает над новыми картинами. В 1877 году началась русско-турецкая война. Художник возвращается в Россию. По приезде тут же отправляется в действующую русскую армию, участвует в нескольких сражениях, и в итоге получает серьезное ранение.

В 1884 году едет в Палестину и Сирию. В этом путешествии Верещагин пишет серию картин на Евангельские сюжеты.

Художник долгие годы мечтал посетить страну восходящего солнца – Японию. Но впервые ему удалось побывать там только в августе-ноябре 1903 г. Тогда он посетил Токио, Киото и Никко. Как вспоминал сын художника Верещагин Василий Васильевич-младший в своих мемуарах об отце «Воспоминания сына художника»: «Япония чрезвычайно понравилась отцу. Красота природы, особенно храмов, трудолюбивый, скромный и талантливый народ произвели на него хорошее впечатление». В русской живописи тема дальнего Востока до этого времени встречалась крайне редко. Японская серия картин Верещагина впервые познакомила русскую публику с этой страной.

В Японии мастер в основном работал с натуры. Особенно он увлекался изображение синтоистских и буддийских храмов, изображал обитателей этой страны, пейзажи уединенных уголков.

Работа «Храм в Токио» была написана в это время. Она изображает интерьер буддийского храма. В полумраке храма таинственно мерцает позолота колоны, стен и двери. Работа передает атмосферу замкнутого и своеобразного мира сакрального места.


Храм в Токио. 1903. Псковский музей-заповедник

В Псковский музей работа была передана из Русского музея в 1930 г.

Работа, изображающая этот же храм и написанная в это же время, хранится в Новгородском музее-заповеднике.

В будущем художник планировал использовать эти работы для создания картин в своей мастерской в Сухими, так как именно здесь, как казалось мастеру, освещение было похоже на Японию. Он мечтал, как и ранее в других сериях, представить страну через ее национальные особенности.

Известный критик В. Стасов во вступительной статье к каталогу посмертной выставки произведений Верещагина (СПб, ноябрь 1904 г.) писал: «Картины японские, полные, подобно картинам индийским, только мирных красок, японской изящной природы света, красок и чудной архитектуры. Верещагин здесь как будто отдыхал от громадного преведущего напряжения и страшной энергии, пошедшей на изображение военных и трагических сцен.»

Второй раз побывать в Японии Верещагин смог в разгар русско-японской войны, в конце февраля 1904 года. И это закончилось через месяц трагической гибелью художника 31 марта 1904 года при подрыве на мине броненосца «Петропавловск», который героически защищал Порт-Артур. Среди погибших был и командующий флотом вице-адмирал С.О. Макаров.

Сам художник писал о своем жизненном и творческом пути: «Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней свое слово, я обрадовался, что вновь могу посвятить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследует меня».

Автор статьи: старший научный сотрудник Художественного отдела М.В. Проценко