Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

«Древнерусская фреска в зеркале времени»

16.12.2014

19 декабря в 16 часов в выставочном зале Псковского музея- заповедника (Некрасова, 7) состоится открытие выставки «Древнерусская фреска в зеркале времени». Выставка посвящена памяти Антонины Федоровны Васильевой (1933-2014), директора музея в 70-е годы XX века.

Н.П. Винникова. Уверение Фомы. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.

Название выставки определили не только ее состав - копии древнерусских фресок, но и ряд событий, связанных с историей копирования псковских памятников преподавателями и студентами института имена И.Е. Репина Российской академии художеств в Санкт-Петербурге. Именно здесь с начала 70-годов XX века начинается системное копирование псковских древнерусских памятников, которое выполняли преподаватели и студенты мастерской монументальной живописи А.А. Мыльникова. В этом ведущая роль принадлежит заслуженному художнику России, профессору А.К. Крылову. Творческий и научный интерес Александра Константиновича к древнерусским фресковым ансамблям возродил их копирование, как систему художественного обучения, что принципиально важно. Следование образцам, то есть копирование, – основной метод создания монументальных и иконописных памятников Древней Руси. В Пскове, Новгороде, Можайске, Москве, Ярославле, Суздале А.К. Крылов не только работает с учениками, которые постигают особенности древнерусской настенной живописи. Они вместе с учителем возрождают традиции искусства фрески Руси. В своей мастерской А.К. Крылов готовит специалистов для создания современных росписей храмов в византийской и древнерусской традициях.

А.К.Крылов. Ангел. Вознесение. Храм Рождества Богородицы Снетогорского монастыря.

О начале работы по копированию псковских фресок Александр Константинович Крылов вспоминает: «В 1980 году по инициативе директора Псковского музея-заповедника Антонины Фёдоровны Васильевой в Псков для копирования древних фресок была приглашена группа студентов-практикантов мастерской монументальной живописи Ленинградского института им. И. Е. Репина, возглавляемой профессором Андреем Андреевичем Мыльниковым. Предстояло копирование сохранившихся фрагментов стенописи с целью последующего размещения копий в музейных экспозициях и формирования коллекции музея фресок в Пскове. Инициатива положила начало сотрудничеству музея и института, продолжающемуся более трёх десятилетий. Мне, обладавшему опытом копирования храмовых росписей, А. А. Мыльников поручил руководство работами.

А.К.Крылов. Святитель Николай. Храм Успения Богородицы в селе Мелетово.

Вспоминаю первую встречу с Антониной Фёдоровной. Обаятельная, внутренне собранная, внимательная, она делилась замыслами, мне понятными, близкими. И мы знали, что их осуществление, почти невозможное в те годы, потребует, если не карьерного риска, то, по меньшей мере, терпения и мужества. Отечество стремительно двигалось в будущее, и время брало своё. Тогда, в преддверии шестисотлетия Куликовской битвы в сознании руководства СССР произошёл перелом в понимании исторического прошлого, а предшествующее десятилетие принесло открытия удивительных памятников псковской живописи. В Москве и Ленинграде прошли запоминающиеся выставки копий древних фресок из музеев Югославии и России. Тогда нам открылся мир новый, исполненный солнечного света, красоты, надежд, он вдохновлял.

М.Карпова. Введение во храм. Храм Рождества Богородицы Снетогорского монастырь.

О будущем музее русских фресок в Пскове Антонина Фёдоровна говорила уверенно, отчётливо прозревая цель и результат, и мне было радостно принять участие в возрождение дела, начатого ещё Императорской Академией художеств и Императорской Археологической комиссией, прерванного в 1917 году.

Вместе с единомышленниками радуюсь тому, что псковичи видят перспективу осуществления благородного замысла Антонины Фёдоровны Васильевой, и что мои ученики принимают в этом горячее участие. Судьба подарила мне сорок счастливых лет работы в древних храмах Родины, из них пятнадцать, по благословению Антонины Фёдоровны, я постигал и копировал дивные стенописи Пскова.

Верю, что древо, посаженное Антониной Фёдоровной Васильевой в родной земле, проросло, зреет и в срок предреченный даст добрый плод».

А. Хартулярий. Ангел трубящий. Храм Рождества Богородицы Снетогорского монастыря.