«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

ДВА ДАВНИХ ПОСТУПЛЕНИЯ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА

30.06.2021

В 1950-1960-ые годы в Псковский музей-заповедник поступило множество предметов из крупнейших музеев России – это должно было отчасти компенсировать ущерб, ставший результатом разграбления значительной части коллекции музея в годы Великой Отечественной Войны. Среди этих артефактов было более десятка предметов вооружения, в частности несколько образцов древкового оружия. На общем фоне из них выделяются два предмета – парадная алебарда с чёрным шестигранным древком и комбинированный пальник. Оба предмета имеют на лезвиях выгравированные надписи и изображения, что позволяет пролить некоторый свет на их происхождение.

Рассматриваемая алебарда поступила в фонды музея в 1960 году. Согласно записям, в книге поступления министерство культуры передало данную алебарду на постоянное хранение из фондов государственного Эрмитажа в Псковский музей-заповедник. Алебарда – это рубяще-колющее древковое холодное оружие, представляющее собой соединение топора с копьём, где топор располагается между тульей и пером и часто бывает двусторонним. Алебарда использовалась как боевое и парадное оружие. Трубка древка алебарды шестигранная, с расширением книзу, к которой прикреплены пожилины. На конце древко отпилено и заточено, что мешает установить первоначальную длину древка. Длина древка у большинства алебард достигала двух-трех метров. Многогранная форма древка позволяет предположить, что оно оригинальное. Одна из сторон топора имеет неправильную форму, напоминающую фигурную скобку. На копье железка, с его обеих сторон выгравировано изображение одноглавого орла, голова которого обращена вправо, над орлиной головой помещена корона. В когтях птица держит скипетр и державу. На груди орла читается вензель латинскими буквами «FR». В центре топора тоже изображен одноглавый орёл на фоне точечного орнамента, расположенного по кругу. Снизу в круге размещён лавровый венок, вверху надпись на латыни: «SUUM CUI QUE». От круга отходят лучи. Лезвия топора украшены растительным орнаментом. Гравированные изображения покрыты чернью, которая в значительной степени утрачена. Изображение орла на алебарде указывает на «прусский след». Истоки появления данной птицы в качестве символа уводят нас в Х век. Тогда орёл был эмблемой прусских дружинников, далее чёрный орёл становится одним из символов Тевтонского ордена. При секуляризации ордена в 1525 году орёл становиться гербом Прусского герцогства, однако буквы «FR» на нём появились лишь в 1701 году и связаны с именем Фридриха I. Обратим внимание на надпись: «SUUM CUI QUE». Эти слова являются девизом и символом Ордена Чёрного орла, учрежденного курфюрстом Фридрихом III, ставшим Фридрихом I, за день до коронации в 1701 году.

Орден состоял из светло-синего восьмиконечного креста с четырьмя чёрными орлами в углах и шифром FR посередине щита (носился этот крест на широкой оранжевой ленте через плечо или на золотой цепи) и восьмиконечной серебряной звезды с Чёрным орлом на оранжевом поле и девизом «SUUM CUI QUE» .Девиз был позаимствован королём из античной культуры, в переводе с латыни он означает: «каждому своё». Разработкой внешнего вида награды занимался коренной житель Кёнигсберга Хорст Дюринг. Для того, чтобы повысить престиж ордена, было объявлено: его гроссмейстером является сам король, сыновья короля становятся кавалерами ордена уже при рождении, всего же число кавалеров не должно превышать тридцати, хотя в последствии ограничение численности единовременных кавалеров ордена была снята и со временем количество членов ордена было расширенно. В него даже были включены наши соотечественники – Михаил Илларионович Кутузов, Александр I, генерал Алексей Петрович Ермолов, Александр Васильевич Суворов и др.

Фридрих I родился в Кёнексберге 11 июля 1657 года, был вторым сыном курфюрста Бранденбургского Фридриха Вильгельма. Фридрих рос болезненным и с детства имел тягу к роскоши и дворцовым церемониям. По причине смерти старшего брата, Карла-Эмиля в 1674 году, после кончины отца в 1688 году стал курфюрстом Бранденбургским, под именем Фридриха III. Во внешней политике он придерживался союза с Веной. Несмотря на это он совместно с императором Священной Римской империи Леопольдом I участвовал в войнах против короля Франции Людовика XIV, когда пришел на помощь императору с двадцатитысячным войском; последнему удалось отнять у французов Бонн, Рейнберген. Так же Фридрих оказал помощь Леопольду I и в борьбе против Турции. Тесные связи Фридрих имел и с Вильгельмом Оранским, он поддерживал его в притязаниях на английский престол. В годы своего правления он увеличил армию на 9000 человек и свои владения.

В 1697 году Фридрих приобрел от курфюрста Августа II Саксонского Кведлинбург и Нордхаузен. В тот же период Фридрих демонстрировал серьёзные успехи и во внутренней политике. Много было сделано для развития просвещения: в 1694 г. в Галле был основан университет, в 1695 г. учреждена Берлинская Академия живописи, а в 1700 г. объявлено о создании Берлинской Академии наук. По одной из версий Фридрих способствовал развитию искусства дабы подражать Людовику XIV, по другой это было следствием влияния его супруги Софии Шарлотты. Фридрих способствовал притоку в Пруссию гугенотов, что способствовало развитию промышленности. Однако важнейшим событием правления Фридриха стало приобретение им королевского титула. Поскольку курфюрст Саксонский Фридрих Август стал королем Польши, а курфюрст Ганноверский Георг, судя по всему, должен был стать преемником королевы Анны на английском троне, Фридрих не желал оставаться в стороне от других монархов. В герцогстве Прусском, суверенном владении Гогенцоллернов, находившемся за пределами Священной Римской империи, у него была возможность закрепить за собой статус короля и без согласия императора. Но так как Леопольд искал союза с Бранденбургом по причине надвигавшейся войны за Испанское наследство (1701-1713), он дал согласие признать за Фридрихом королевское достоинство, и в ноябре 1700 г. Фридрих вступил в союз с Австрией. В ходе пышной церемонии, устроенной в Кёнигсберге 18 января 1701 г., Фридрих короновал себя и супругу Софию Шарлотту, что должно было подчеркнуть независимость его трона от любой светской или церковной власти. Таким образом он стал королем в Пруссии, сохраняя при этом статус курфюрста Бранденбургского. С обретением королевского титула стремление к славе и пышному убранству у Фридриха только возросло. Однако перемена в титуле не означала того, что теперь политический центр переместился из Бранденбурга в Пруссию: столицей и королевской резиденцией продолжал оставаться Берлин, а не Кёнигсберг. Помимо войны за испанское наследство Фридрих участвовал в Северной войне. Участие сразу в двух столь значительных военных компаниях потребовало новых налогов и еще более усилило бедственное положение народа. Тем временем затраты двора всё возрастали, а Пруссия была слишком бедна, чтобы нести это бремя и одновременно содержать большую постоянную армию. Фридрих не дождался окончания войн и не увидел результатов мирных соглашений. Он умер 25 февраля 1713 г. Его сын Фридрих Вильгельм I по Утрехтскому мирному договору от 11 апреля 1713 г. получил испанскую часть Верхнего Гельдерна (Испанские Нидерланды) и княжество Невшатель (Швейцария) в качестве вознаграждения за помощь в Войне за испанское наследство.

FriedrichI.1685.Kurprinz.JPG
Фридрих I - король Пруссии

Вернёмся, однако же, к самой алебарде. Необходимо уточнить временные рамки бытования данного предмета. По всей видимости, подобного рода алебарды использовались исключительно для проведения различных церемоний при дворе Фридриха I, так как в XVIII столетии они потеряли уже всякое военное значение. В качестве караула для различных торжеств в эпоху первого прусского короля использовались наёмные швейцарские гвардейцы. Швейцарские наёмные войска на иностранной службе появляются уже в конце XIV в. и широко используются в различных государствах Европы в XV-XIX вв. В том числе швейцарские наемники находились на службе курфюрстов Бранденбургских и во времена короля Пруссии Фридриха I. После смерти монарха в 1713 г., Бранденбургская гвардия швейцарских наёмников была упразднена. Отмечу, что сохранился ряд изображений алебард данного типа в период их бытования. К примеру, их можно видеть на гравюре XVIII в., изображающую коронацию короля Фридриха I прусского, а также в скульптурном изображении швейцарского гвардейца из Государственных художественных собраний Дрездена. Таким образом, можно заключить, что алебарда принадлежала швейцарскому гвардейцу, служившему при дворе Фридриха I в период 1701-1713 гг.

Второй предмет вооружения, о котором идёт речь называется пальник. Артефакт поступил из фондов Государственного Эрмитажа в 1956 году. Это артиллерийское приспособление, служащее для воспламенения заряда в орудии в период с XVI до второй половины XIX вв.

Пальник состоит из металлической части копья, с двух боков от которого расположены щипцы и древка, крепящегося к тулье. Следовательно, перед нами комбинированный пальник, состоящий из двух частей: из зажимов служащих для хранения фитиля и наконечника копья, который служил для самообороны. Древко же позволяло минимизировать возможный ущерб от случайного взрыва орудия, что в те времена было не редкостью.

Наш комбинированный пальник имеет на копье ряд изображений. На одной из сторон фигурирует полустёртый вензель, под ним надпись «N 34», а с другой стороны изображен, герб города Гданьска. На нём изображены два четырёхконечных равносторонних креста в поле щита «звериная шкура». Этот город за свою долгую историю сменил несколько названий, постоянно был яблоком раздора между Германией и Польшей. Абсолютно точно, что период бытования этого пальника можно ограничить периодом с XVII до середины XVIII вв. В это время Гданьск являлся частью Речи Посполитой.

Остаётся ещё открытым вопрос поступления обоих предметов в коллекцию государственного Эрмитажа. Вероятно, алебарда попала в музей в качестве трофея или экспоната, найденного поисковиками или учёными после взятия Кёнигсберга советскими войсками в 1945 г., или же она стала трофеем русских войск в ходе семилетней войны. Пальник мог поступить в Эрмитаж с территории восточной Пруссии во время Великой Отечественной войны.

Автор статьи: О.А. Матюхин, научный сотрудник исторического отдела