«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Евангелие Елеазаровского монастыря – памятник псковской письменности 1531/2 года

03.07.2023

Наперекор мору и пожару. Чудо Благовестия в древнем Пскове.

«В лето 7040 (1531/2). Бысть мор во Пскове: мряху бо моужие и жены и младыя дети. Того же лета, месяца авгоуста в 15, загореся у Воскресениа Христова на Стадище в монастыре келья; а в то время псковичи (ходиша) к Пречистои в Печеру; погоре до Спаса посад, церковь тогда каменая Воскресение Христово не доделана бысть…».

Псковская 1-я летопись

Псков – один из древнейших русских городов. Со времени принятия на Руси христианства известен как крупный центр книжности и культуры. Здесь создавались прекрасные рукописные книги для церковного богослужения и поучительного чтения. При храмах и монастырях, а также при дворах посадников и бояр велось летописание. На Псковской земле создавались героические повести, слагались народные сказания и песни, переписывались и редактировались исторические сочинения, составлялись литературные сборники, разрабатывались своды законов, писались грамоты. После присоединения Пскова к единому русскому централизованному государству усилились культурные связи с Москвой. Когда в эпоху царя Ивана Грозного на Руси появилось самостоятельное книгопечатание, псковские библиотеки стали пополняться книгами, изданными на столичном Печатном дворе. В то же время местные книжники, такие как Иван Рыков или печатник Никита Федоров сын Фофанов Псковитин, попадали в Москву и способствовали развитию просвещения и литературно-познавательных интересов в высших слоях русского общества. Псковские церковные иерархи и преподобные отцы отличались образованностью, «книжным почитанием» и «учительностью». Среди них было немало талантливых и самобытных авторов. Достаточно вспомнить знаменитого старца Филофея из Трехсвятительского Елеазаровского монастыря, чья теория «Москва – Третий Рим» стала фундаментальной для русского духовного самосознания и национального мировоззрения.

Во времена Святой Руси в Пскове – «Доме Святой Троицы», строилось множество храмов и часовен. Они благоукрашались иконами, утварью и наполнялись книгами. В конце XVII века в Пскове и его ближайшем Окологородье было единовременно около 120 приходских и монастырских церквей. Их книжные собрания и документальные архивы содержат богатейший материал для самых разных исследований.

Одним из замечательных образцов древнего псковского письма является Евангелие Елеазаровского монастыря, созданное в Пскове в 1531/2 (7040) году.

На внутренней стороне верхней крышки переплета в зеленой рамке полууставом сделана вкладная запись: «Лѣт(а) ҂ЗМ-го. Написана быс(ть) книга сїа глаголемаѧ Еѵ(ан)г(е)лїе. Повѣленїем раба Б(о)жїа Елисеѧ Борисова с(ы)на. на престѡл С(вя)тым трем святителем да и деисусъ поставил над престолѡм. при игумени при Герѡнтеи. ц(е)ркви Б(о)жїи на украшенїе. а себѣ на памѧть, и родо своему».


Из текста записи следует, что Елисей Борисов сын оказывал деятельное попечение Трехсвятительской обители. Вероятно, он был псковитин из «московских сведенцев», приехавших в город «на вечное житье» после «Псковского взятия» 1510 года. В трагические времена, когда на Псков обрушились сразу две напасти: мор и пожар, добродетельный покровитель заказал на свои средства роскошное напрестольное Евангелие для монастырского храма и деисусный образ для установки в алтаре. Очевидно, таким щедрым вкладом Елисей Борисов сын хотел обрести вечное поминовение своих сродников перед Престолом Господним в почитаемом, широко прославленном монастыре.

Создание таких драгоценных святынь было поручено доброписцу и иконописцу, превосходно владевшими своим мастерством. О последнем красноречиво свидетельствует высокохудожественное исполнение дошедшего до наших дней Евангелия.

В книге находятся четыре миниатюры, изображающие евангелистов, шесть заставок неовизантийского стиля, а также 383 инициала, писаных красками, иногда с твореным золотом.

Перед миниатюрами вклеены кусочки тафты, заключенные в бумажные рамки. Заставки неовизантийского стиля. Вязь в заголовках золотом.

Заглавия – киноварные. Инициалы исполнены в тератологическом (чудовищном) стиле. Многоцветные буквицы составлены из переплетений трав, лозы и цветов, а также изображений человеческих личин (в профиль), змей, ящериц и птиц.

Переплет сделан из досок светлой древесины в «веницейском» бархате с золотными нитями.

На верхней доске позднее живописное изображение Распятия Господня, исполненное в классическом стиле XIX в. поверх старинного иконного письма. Образ обрамлен металлической накладкой-рамкой, выполненной в технике басмы с просечным фоном начала XVI в. На нижней доске пять латунных жуковин: по углам сердцевидной формы, а в центре – в виде ромба. Застежки утрачены.


На обрезе книжного блока художественно исполненная надпись вязью: по верхнему – «книга»; по нижнему – «глаголемая»; по правому – «Евангелие».

Трехсвятительский Елеазаровский монастырь, где первоначально хранился книжный памятник, относится к наиболее древним и значительным местам иноческого служения на Псковской земле. Его основал в XV в. преподобный отец Евфросин Псковский (в миру Елеазар). Известно, что он родился в 1386 г. в селе Виделебье, а скончался 15 мая 1481 (6989) г. в родной обители, где до сих пор под спудом сохраняются его святые мощи. Старец Евфросин был основателем псковского пустынножительства, он прославился суровым подвижничеством и духовными писаниями, а также как защитник «сугубой аллилуйи» и творец первого известного на Руси общежительного монастырского Устава. Как человек книжный он сам переписывал богослужебные тексты. В конце XVI века в монастыре уже находилась богатая библиотека, состоявшая из рукописных и первопечатных книг, общее число которых достигало 40.

Евангелие апракос 1531/32 г., составленное наперекор мору и пожару – всем несчастьям своего времени, упоминается в писцовой книге Псковского уезда 1585–1587 гг., составленной писцами Г. И. Мещаниновым-Морозовым и И. В. Дровниным. В ней при описании Трехсвятительской церкви Елеазарова монастыря сообщается: «На престоле Евангелие апракосъ в дѣсть на бумаге обложено басмы серебряны золочены вставки чѣтыри хрустали, спни жемчуги, застешки серѣбряны. А на немъ писаны страсти».

К сожалению, впоследствии почти все старые монастырские книги оказались под запретом использования из-за никоновской «книжной справы», и были утрачены в ходе церковных реформ XVII–XVIII вв. Они оказались распроданы и перемещены в другие места, попав к новым владельцам.

В советское время при закрытии монастырей, соборов и церквей на территории Псковской губернии часть их древнего имущества была взята на хранение в Псковский музей и тем спасена от уничтожения и разделения. Ныне среди разнообразных письменных памятников в собрании Древлехранилища Псковского музея сберегаются остатки былых библиотек и архивов – рукописные и старопечатные книги и документы местных духовных учреждений. В их числе фонд Трехсвятительского Елеазаровского монастыря (Ф. 242).

Евангелие апракос полный.

Место создания. Псков; 1531/32 (7040) г.

Описание. Размеры: 28,5 х 19,6 см. 408 л. Без фолиации, потетрадная нумерация славянской цифирью через 8 л.

Материал: Бумага, дерево, бархат, кожа, сусальное золото. На окладе серебряная басма и хрусталь, латунные жуковины. Полуустав и славянская вязь в заголовках.

Четыре миниатюры в лист с изображениями евангелистов (в рост) в красках с золотом на л. 1 об., 51 об., 110 об., 146 об.

ПМЗ. Древлехранилище. Фонд 242. Спасо-Елеазаровский монастырь. О. Ф. 34199. РУК-366.

Автор статьи: Старший научный сотрудник Древлехранилища Псковского музея А. Б. Постников.