«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Год назад ушла из жизни Ирина Самойловна Родникова.

26.09.2016

Ирины Родниковой - старшего научного сотрудника Псковского музея-заповедника, члена Союза художников России, заслуженного работника культуры Российской Федерации – не стало 26 сентября 2015 года. Ей было 75 лет.

«Наш век на земле быстротечен»...Вспоминая Ирину Самойловну.

Мы в круговерти вихря минут, часов и дней порой не обращаем внимания на мгновения, которые нас связывают с людьми. Лишь спустя время возникает ощущение какой - то пустоты и недосказанности. Жизнь сталкивает нас с разными персонажами реалистического театра, кто - то растворяется в нашем сознании бесследно, не оставив ни малейшего воспоминания. Все абсолютно не так было в отношении Ирины Самойловны. Удивительное человеческое обаяние, искрометный юмор, ирония, самоирония заставляли не просто улыбаться, а хохотать от души, заряжаясь надолго положительными эмоциями.

Более 40 лет своей жизни Ирина Самойловна отдала Псковскому музею-заповеднику.

Исследователь музейного собрания псковской иконописи и художественного серебра; автор экспозиций «Живопись Древнего Пскова» и «Художественное серебро XVI - XIX веков», она являлась автором многочисленных научных статей и монографий по древнерусской живописи и православному искусству. К их числу относятся альбом-каталог «Псковская икона XIII - XVI веков», альбом «Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», альбом-каталог «Псковская икона XIV-XVII веков из собрания Псковского музея», альбом-каталог «Художественное серебро XVI-XIX веков из собрания Псковского музея-заповедника»; серии «Художественные музеи СССР», книги «Икона «Спас Недреманное Око» из Псковского музея», «К истории иконографического извода», десятков публикаций по древнерусскому станковому и прикладному искусству, творчеству современных псковских художников, статей для «Псковской энциклопедии».


За свою профессиональную деятельность Ирина Самойловна была награждена медалью «Ветеран труда», медалями Академии российской словесности «Ревнителю просвещения» (в честь 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина), «В память 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи», занесена в книгу «Золотая летопись славных дел к 1100-летию г. Пскова». Впервые, в Псковском музее именно ей присудили премию имени Ивана Забелина за труд «Псковская икона XIII-XVI века». Премии имени Ивана Забелина были учреждены в 1997 году Министерством культуры Российской Федерации как высшая награда за научные исследования, выполненные сотрудниками исторических, краеведческих и историко-художественных музеев России. Вот как вспоминала об этом сама Ирина Самойловна: «Древнерусским искусством занимаюсь со своего первого дня появления в музее - это было в 1971 году. Все мои публикации, лекции, исследования - все сферы моей деятельности музейной лежат в плоскости исследования древнерусской псковской иконы. Даже неискушенный человек, увидевший икону псковскую, сразу увидит, что это особый мир - более суровый, аскетичный, напряженный, палитра более сумрачная – и, наверное, это связано с положением Пскова на границе не только государственной, но и вероисповедальной. Вот это все отражается и в иконах, в иконографии».

Глубокий профессионал, она могла без пафоса и надрыва донести до аудитории исследованные ею иконографические памятники, поэтому столь желаемо приобретение ее книг среди профессионалов, да и просто любителей и неравнодушных к искусству людей. В книгах, написанных Ириной Самойловной, звучит ее живая интонация, словно бы она опять с нами.

Прошел год, но по сегодняшний день коллеги Ирины Самойловны, ее друзья, да и просто люди, встречавшиеся на ее пути, вспоминают ее с благоговением и восхищением, словами благодарности и искренней признательности.

«Впервые я увидела Ирину Самойловну пробегающей через читальный зал Областной библиотеки, где она тогда работала задолго до нашей встречи в Псковском музее. Первое впечатление о человеке, как правило, бывает очень ярким и устойчивым. А эту чрезвычайно красивую, артистичную, уверенную в себе женщину, мгновенно становившуюся центром внимания, не заметить и не запомнить было невозможно.

Прошли годы...В 1976 году мы встретились в художественном отделе Псковского музея и стали работать вместе, деля наши музейные радости и горести. Здесь передо мной предстал целеустремленный, талантливый, увлеченный Древней Русью человек, обладающий не только редкостным трудолюбием, но и «искусствоведческим чутьем», благодаря чему искомая информация или недостающее в ее исследованиях звено являлись как бы сами по себе, словно бы притянутые ее магнетизмом. Результатом трудов Ирины Самойловны стали многочисленные научные статьи и книги по псковской иконе, а также заслуженный авторитет у специалистов в этой области.

Человек очень эмоциональный и уверенный в объективности своего видения, она часто бывала резка в речах, суждениях и оценках. Вместе с тем в ней было мощное обаяние, тепло и способность сопереживания. Как и каждый человек, она была неповторима... и нужно ли говорить, что нам ее не хватает...такой, какой она была - с её острым аналитическим умом и искромётным чувством юмора».

Салтан Н. И.,

старший научный сотрудник

художественного отдела

Псковского музея-заповедника.

«Боль души – это когда хочешь поздравить человека с днём рождения, но вспоминаешь, что его уже нет в живых... Только когда теряешь, замечаешь ценность потерянного. Мы стремимся к тем, кто создаёт нам хорошее настроение, желаем быть с теми, кто дарит нам ощущение радости и счастья. Тёплые отношения, дельный совет, чувство юмора давали повод поговорить просто так. Общение оставляло суету будничных дней где-то далеко позади, было познавательно и не скучно. Ирина Самойловна была очень непростым человеком, удивительной женщиной, неразгаданной загадкой. И всплывают в памяти слова Е. Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы—как истории планет.

У каждой всё особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

У каждого — свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

но это всё неведомо для нас.

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?

Жизнь Ирины Самойловны кончилась, но присутствие продолжается... И где-то живёт душа в небесах заветных, оставив память о себе в наших воспоминаниях. Светлая память!»

Песченко Е.E.,

старший научный сотрудник

отдела учета фондов

Псковского музея-заповедника.

«Мы были знакомы с Ириной Самойловной больше десяти лет. Я помогала ей решать возникающие при перепечатке текстов компьютерные проблемы. Она и сейчас осталась в моей памяти как душевный, добрый и щедрый человек, настоящий ученый по складу ума. Мы с ней много общались, разговаривали, смеялись, сочувствовали друг другу. Светлая ей память...»

Снегирёва Татьяна.

«Год назад не стало Ирины Самойловны Родниковой, талантливого и очень одарённого человека. Её можно было слушать до бесконечности. Когда она рассказывала нам, тогда ещё молодым сотрудникам, о псковских иконах, казалось, что открывается дверь в какое-то совсем иное измерение. С каждым словом Ирины Самойловны это пространство становилось всё ближе, понятнее, хотелось задержаться в этой далёкой иконописной истории. Потом ещё долго не отпускало чувство какой-то необъяснимой радости.

Ирина Самойловна покоряла нас обширными знаниями, особой манерой общения, умением зажечь глаза у неискушённой аудитории, а главное – заставить принять красоту русской, псковской иконы. И нам тогда очень хотелось хотя бы чуть-чуть также воздушно, как вологодские кружева, и также красиво и сладко говорить по-русски.

Ирина Самойловна была блестящим исследователем древнерусского искусства. Ей были подвластны и строгие строчки Евангелия, и живая речь летописей, и умозрительный текст иконы.

Спасибо Вам, Ирина Самойловна, что вы случились в моей музейной биографии».

Колесникова З.Л.,

заведующая отделом

«Музейный образовательный центр»

Псковского музея-заповедника.


«Год назад из жизни ушла Ирина Самойловна Родникова. В музее она проработала более сорока лет. Ее интересом было собрание иконописи и художественного серебра. За это время написаны две монографии: «Псковская икона XIII- XVI вв.» и «Художественное серебро XVI- XIX вв.», а так же множество статей углубляющих эти темы. Созданы авторские экспозиции: «Живопись Древнего Пскова» и «Художественное серебро XVI – XIX вв.».

Первой книгой, подготовленной И. С. Родниковой, был альбом «Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», выпущенный в 1981 году в издательстве «Изобразительное искусство», где представлено 130 произведений иконописи, русской живописи, графики и прикладного искусства; вступительная статья посвящена истории музея. Ирина Самойловна написала десятки статей для псковской и православной энциклопедий, для научных сборников. Ее работы высоко оценивались многими известными исследователями, среди которых был и Д.С. Лихачев. Доклады на музейных конференциях были всегда интересны и содержательны. Последней работой, увидевшей свет в 2013 году, был альбом-каталог «Псковская икона XIV- XVII веков из собрания Псковского музея - заповедника».

И теперь, когда ее нет, нам особенно дороги труды Ирины Самойловны, близки ее убеждения, а, значит, дорога и близка она сама - талантливый ученый, яркая, ироничная и артистичная личность. Память о ней останется в наших сердцах.

Волкова С.А.,

заведующая отделом редких и рукописных книг

Псковского музея-заповедника.