«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

​К 205-летию со дня рождения художника Н.Е. Сверчкова

16.02.2022

СВЕРЧКОВ НИКОЛАЙ ЕГОРОВИЧ (1817 – 1898)


Фотопортрет Н.Е. Сверчкова (1880-е)

В собрании Псковского музея-заповедника хранятся две живописные работы, рисунки и акварель Н.Е. Сверчкова (1817 – 1898) – живописца, рисовальщика, литографа, скульптора; анималиста, портретиста, автора жанровых сцен и композиций на исторические сюжеты.

При всем многообразии видов и жанров изобразительного искусства, к которым обращался художник, специального художественного образования он не получил. Начав учиться в Воспитательной школе при Академии художеств (1827), Сверчков продолжил обучение в Петропавловском училище общего типа, затем – служил в хозяйственном департаменте Министерства внутренних дел. Однако природный дар и упорные самостоятельные занятия принесли свои плоды – в 1839 г. он отправил свои работы на выставку в Академию художеств и получил звание свободного художника портретной живописи, в 1852 г. – звание академика «по живописи народных сцен» за картину «Помещичья тройка», а спустя еще три года – звание профессора за картину «Дорожные». К концу 50-х гг. Сверчков становится известен не только в России, но и за ее пределами: его работы экспонируются в парижских салонах, а в 1863 г. Жюри Всемирной парижской выставки присуждает художнику орден Почетного легиона за картины «Возвращение с медвежьей охоты», «Почтовая станция», «Ярмарка в Воронеже». На родине Н.Е. Сверчков удостаивается работать по Высочайшим заказам, исполняя портреты императоров в санях, запряженных скакуном – эта форма портрета была популярна и какое-то время существовала как «каноническая».

Однако ярче всего художник проявил себя как анималист. Интерес и любовь к животному миру, в особенности к лошадям, очевидно были привиты с детства – его отец долгое время служил в придворных конюшнях кучером и конюхом. Сверчков отлично разбирался в породах лошадей, в совершенстве знал и умел точно воспроизвести анатомию животных. В 1840-х гг. он становится художником крупнейших в России Хреновского и Чесменского государственных конных заводов. В этой должности он создает целую галерею «портретов» лучших породистых лошадей своего времени.

Псковский вариант – «Лошадь в конюшне» (1850) происходит из Порховского музея, а ранее – из бывшего имения Строгановых Волышово. Художник с высоким мастерством запечатлевает грациозную гнедую, любуясь ее стройным и крепким сложением, игрой света на ухоженной шерсти, природной статью.


Лошадь в конюшне. 1850. Псково-Изборский музей-заповедник

Сверчков часто обращался в своем творчестве к теме охоты. Работа в этом жанре требовала от художника не только умения убедительно изображать животных, но разбираться в их повадках и способах охоты на них. Сверчков не только прекрасно ориентировался в профессиональных деталях охотничьего жанра, но стремился передать те чувства, которые рождались во время охоты.

Подтверждение тому – картина «На охоте» (1850-е гг.) из псковского собрания. Н.Е. Сверчков изображает сцену погони: всадник на белой лошади мчится во весь опор прямо на зрителя, подстегивая мускулистую лошадь плеткой. Ездока сопровождают две крупные охотничьи собаки, несущиеся вперед на большой скорости. Фигуры животных даны в резком перспективном сокращении, пасти их раскрыты.


На охоте. 1850-е. Псково-Изборский музей-заповедник

Динамику происходящего усиливают разнонаправленные стебли высокой дикой травы на переднем плане. Высокое небо с малиновыми всполохами, на фоне которого разворачивается действие способствует ощущению напряжения сцены, яркими рефлексами отсвечиваясь на белых боках лошади и краях одежды всадника. Композиция и цветовое решение полотна подчинены стремлению художника передать скорость, азарт охоты, и одновременно – собранность и целеустремленность действующих лиц.

Дар анималиста, наблюдательность, умение поразительно точно и свободно изображать породистых лошадей, собак, охотничьи сцены и жанровые сюжеты с участием лошадей позволили Н.Е. Сверчкову вписать свое имя в историю отечественного изобразительного искусства.