«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Заявление генерального директора Псково-Изборского музея-заповедника А.И. Голышева о Доме Масона

25.08.2021

Газета «Московский комсомолец» опубликовала материал под броским названием «Дом Масона закрыли без объяснения причин». Поскольку я уже месяца три объясняю, что это не так и закрыть его вообще нельзя, так как это действующее с 2006 года центральное фондохранилище Псковского музея-заповедника, то решил переговорить с автором материала Марией Москвичевой. Увы! Найти ее оказалось невозможным. То ли она не живет в Пскове, то ли это чей-то псевдоним и т.д. Вопрос, почему и зачем, человек, выносящий материал в публичную плоскость шифруется, как говорит молодежь? Может быть, поняла, что не права в оценках, или понадеялась на информацию О.А. Васильевой, которая представилась начальником отдела научно-фондовой работы музея-заповедника, будучи заведующей сектором. Переговорить не удалось. Мавр своё дело сделал и… Но она меня не очень-то и интересовала. Ее филиппики могли вызвать вопросы у псковичей – следовательно, в очередной раз я должен прояснить ситуацию.


Начиная с 2019 года весь «Музейный квартал» Пскова, впервые за всю его историю, подлежал полной реконструкции, началась реставрация всех главных памятников, в которых располагаются музейные экспозиции. К концу текущего года второе рождение будет у Поганкиных палат, здания Фан-дер-Флита, дома Ксендза и т.д.


К этому эпохальному событию Псковщина при поддержке Администрации области шла пять лет. К тому же, в ближайшее время начнется и полная реставрация и музеефикация Псковского Кремля.


Естественно, это все определяет активное перемещение фондов, заблаговременную их реставрацию. Поэтому в музее оптимизируется фондохранилище и укрепляется реставрационная служба. Все реставраторы прошли необходимую аттестацию. Об этом заявителям из круга О.А. Васильевой неоднократно писали и из Министерства культуры РФ.

В декабре текущего года завершится реставрация здания Картинной галереи, которой исполняется 100 лет. Было принято решение расширить ее, задействовав цокольный этаж здания. До реставрации в нем размещались фонды живописи и древнерусского искусства, что являлось нарушением хранительской практики. Естественно, их перемещение возможно только в фондохранилище дома Масона. Реставрационным Советом музея-заповедника была разработана целая программа по перемещению фондов. Подчеркну, подобные решения принимает не директор и не главный хранитель, а специальный научно-экспертный орган. Поэтому, с 1 июня с.г. экскурсионные посещения дома Масона были прекращены. В фондохранилищах вообще их проведение запрещено, тем более в не оборудованных под «открытое хранение». Экскурсии проводились в ограниченном режиме, поскольку все площади музея-заповедники были на реставрации. Сравнение дома Масона с новым, специально спроектированным фондохранилищем Эрмитажа, вызывает не только улыбку, но и сомнения в профпригодности хранителя, которая пропустила М. Москвичеву в фонды без специального на то разрешения, разрешила ей фотосъемку в здании. С упоением, в прямой речи, говорит о проведении в фондохранилище концертов и разных программ, лекций?! Может возникнуть вопрос о том, что псковичи лишены возможности увидеть фондовые коллекции. Обратимся к цифрам. С января по май т.г. на экскурсиях в доме Масона побывало 599 человек. В то время как фондовые выставки, переданные из фондохранилища на временное хранение в отреставрированные палаты Постникова, только за июнь посетили тысяча человек. Реставрация иконы мученицы Ульяны, уникального памятника XIV века, в силу различных причин затянулась, но приняты дополнительные меры, и мы ее увидим в новой экспозиции икон при открытии Поганкиных палат.

Сегодня для Псковского музея-заповедника начинается новый этап развития, который требует не только обдуманных и четких действий коллектива, но и поддержки широкой общественности. Поэтому, еще раз отмечу, что дом Масона никто не закрывал. Его функционал стал более строгим и выверенным, как и требует того новый период активного музейного строительства.

Голышев А.И.

Генеральный директор

Псково-Изборского

объединенного музея -заповедника